Дело № 7-575/2019 Судья Горшенина Е.А.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 29 мая 2019 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А. при секретаре Селезневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Тюбукского сельского поселения по жалобе главы Тюбукского сельского поселения ФИО1 на решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2019 года,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора <данные изъяты> от 07 декабря 2018 года администрация Тюбукского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Челябинский областной суд глава Тюбукского сельского поселения ФИО1 просит решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2019 года отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, что Тюбукское сельское поселение в лице администрации осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Виды деятельности в области обращения с отходами не относятся к уставной деятельности. Деятельность администрации в этой сфере является властно-распорядительной функцией, что не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ, администрация не является субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей. В подтверждение ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации. Также указывает, что факт существования стихийной свалки не отрицается, принимаются меры по устранению, в том числе путем направления писем в правоохранительные органы для установления виновных лиц, также в настоящее время заключен договор с региональным оператором на очистку и вывоз мусора и несанкционированных свалок с территории Тюбукского сельского поселения. Материалы дела позволяют сделать вывод, что администрацией принимаются необходимые меры к организации своих властно-распорядительных функций в области обращения с отходами. В связи с тем, что бюджет поселения является дотационным, имелись основания для снижения штрафа в соответствии с положениями частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ наполовину.
Представители Министерства экологии Челябинской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против доводов жалобы.
Администрация Тюбукского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области в Челябинский областной суд не явились, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Исходя из положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Помимо прочего, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Нормами статей 12, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 сказано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Из положений частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такой вопрос местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, по общему правилу решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В тоже время, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Согласно подпункту 5 пункта 2 Соглашения от 25 декабря 2017 года №8, заключенному между администрацией Каслинского муниципального района и администрацией Тюбукского сельского поселения, сельскому поселению переданы полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тюбукского сельского поселения, а именно - в разработке схемы размещения твердых коммунальных отходов, согласование с гражданами мест размещения контейнерных площадок, участие в разработке, согласовании и утверждении тарифа, ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно подпунктам 1, 3 и 19 статьи 6 Устава Тюбукского сельского поселения к вопросам местного значения, помимо прочего, относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из материалов дела следует, что 05 октября 2018 года специалистами Министерства экологии Челябинской области в результате рейдового осмотра территории, прилегающей к с.Воскресенское Каслинского района Челябинской области установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 74:09:0909002:361 (земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство) и на участке с не разграниченной собственностью на территории Тюбукского сельского поселения с координатами (крайние точки):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
зафиксирована свалка, состоящая из: ТКО, отходов продукции, бумаги и изделий из бумаги, отходов текстиля, продукции из древесины, резиновых, пластмассовых изделий, отходов стекла и изделий из стекла, строительного мусора и другим навалом на почве, утративших свои потребительские свойства. Размеры свалки установить не представилось возможным из-за неравномерного распределения отходов на участке.
Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, сведения о регистрации прав отсутствуют. Согласно письму администрации Тюбукского сельского поселения от 12 октября 2018 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был поставлен на учет в 2016 году, в 2017 году по письму № от 11.01.2017 года передан администрации Каслинского муниципального района для дальнейшего предоставления, на сегодняшний момент не имеет собственника. Из письма администрации Каслинского муниципального района от 19 октября 2018 года (л.д.167) следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией Каслинского муниципального района на праве аренды, собственности, постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся. Второй участок с не разграниченной собственностью (координаты крайних точек приведены выше), на котором одновременно зафиксирована свалка, расположен на территории Тюбукского сельского поселения.
Из указанных обстоятельств дела должностным лицом сделан правомерный вывод, что администрация Тюбукского сельского поселения как юридическое лицо выступает с одной стороны как орган управления, осуществляющий организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселения, а с другой стороны – субъектом деятельности в области обращения с отходами, как собственник отходов производства и потребления на территории земельных участков муниципального образования, собственность на которые не разграничена, на которых размещены отходы.
В настоящем случае юридическое лицо – администрация Тюбукского сельского поселения допустило нарушении требований закона в области обращения с отходами производства и потребления, допустив складирование навалом на почве отходов на земельном участке с кадастровым <данные изъяты> и на участке с неразграниченной собственностью с координатами (крайние точки)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
что свидетельствует о совершении администрацией Тюбукского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Вина администрации поселения в совершении административного установлена на основании совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, которым должностным лицом и судьей дана надлежащая правовая оценка, с учетом положений статьи 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что администрация Тюбукского сельского поселения не является субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с отсутствием доказательств, что Тюбукское сельское поселение в лице администрации осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, является безосновательным.
И должностным лицом при рассмотрении дела, и судьей при рассмотрении жалобы на постановление обоснованно отмечено, что собственник участка несет ответственность за несоблюдение требований в области обращения с отходами производства и потребления, право собственности на участки, на которых расположена несанкционированная свалка, не установлено, но расположены они на территории Тюбукского сельского поселения., если собственник отходов не установлен, то собственником являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Оснований не согласиться с данными выводами, указывающими, что администрация сельского поселения является в настоящем случае субъектом вменяемого административного правонарушения, не усматривается.
Ссылки на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации об ином правовом подходе к рассматриваемой ситуации не свидетельствуют, поскольку касаются иных обстоятельств, в случае когда в материалах дела, действительно, не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, осуществляет только властно-распорядительную функцию в области обращения с отходами, что к настоящему случаю не применимо.
Обстоятельства, указанные в жалобе, о том, что администрацией поселения принимаются меры по устранению свалки, в том числе путем направления писем в правоохранительные органы для установления виновных лиц, на заключение в настоящее время договора с региональным оператором на очистку и вывоз мусора и несанкционированных свалок с территории Тюбукского сельского поселения, принятие иных необходимых мер к организации своих властно-распорядительных функций в области обращения с отходами, не свидетельствуют об отсутствии вины администрации поселения в административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, по нарушениям, установленным в ходе рейдового осмотра 05 октября 2018 года.
Нарушений процессуальных требований закона при привлечении к административной ответственности не допущено.
В связи с выявленными нарушениями допущенными администрацией Тюбукского сельского поселения в отношении данного лица составлен протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, в отсутсвие законного представителя и защитника юридического лица, но с надлежащим уведомлением о дате, времени и месте составления протокола путем направления заказным письмом и на электронную почту. Копия протокола направлена в адрес администрации поселения почтой.
О рассмотрении дела законный представитель фонда был уведомлен определением об отложении срока рассмотрения дела от 16 ноября 2018 года.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ; отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено с учетом положений 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи в минимальном размере административного штрафа, является обоснованным, справедливым и отвечающим целям административного наказания, приведенным в статье 3.1 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным, также как и для замены административного штрафа предупреждением при пересмотре дела не усмотрено.
Возможности применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания менее минимального размера административного штрафа не усматриваю. Доводы о том, что бюджет Тюбукской сельской администрации на 62% дотационный, подтверждаемый только справкой Тюбукского сельского поселения от 01 апреля 2019 года не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения судьи, оставившего постановление должностного лица без изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда
Р Е Ш И Л:
решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Тюбукского сельского поселения оставить без изменения, жалобу главы Тюбукского сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.А. Жуков