ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-576/12 от 26.09.2012 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-576/12

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород

26.09.2012 года Судья Нижегородского областного суда Бушмина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ООО «Энергосети» - ФИО1 на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22.08.2012 года, которым постановление заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 25.06.2012 года № 541-ФАС52-03/12 по делу об административном правонарушении по ст.14.31 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Энергосети» ФИО1 оставлено без изменения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 25.06.2012 года № 541-ФАС52-03/12 генеральный директор ООО «Энергосети» ФИО2 признан виновным, в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, ФИО1 обратился в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22.08.2012 года постановление заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 25.06.2012 года № 541-ФАС52-03/12 по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Энергосети» ФИО1 оставлено без изменения.

В жалобе по пересмотру решения суда от 22.08.2012 года ФИО2 просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в районный суд, указывая, что совершенное правонарушение является малозначительным и что судом не был рассмотрен вопрос о наличии у ООО «Энергосети» доминирующего положения на рынке оказания услуг по осуществлению контроля за обеспечением безопасности эксплуатации тепловых сетей и теплопотребляющих установок при согласовании проектной документации.

От лиц, участвующих в деле об административном правонарушении отводов поступило.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, - ФИО3 доводы жалобу поддержала.

В судебном заседании представители УФАС по Нижегородской области Д. Р.Ю., М. М.Б. против удовлетворения жалобы возражали.

Другие лица, участвующие в дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Материалами дела установлено, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления товарищества собственников жилья №325 на действия ресурсоснабжающей организации, связанные с вводом в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в трех многоквартирных домах, в связи с тем, что требование ООО «Энергосети» о получении технических условий на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии является необоснованным и приводит к ущемлению интересов ТСЖ №325.

По результатам рассмотрения поступивших заявлений и на основании имеющихся материалов Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении ООО «Энергосети» дела №252-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем 13.04.2011 года издан приказ №93 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

В силу пункта 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации N Вк-4936 от 12.09.1995 года, для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 3.3.3 договора от 09.12.2008 года №367/08 на оказание услуг по передаче тепловой энергии, заключенного между ЗАО «Волгаэнергосбыт» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Энергосети» (теплосетевая организация), теплосетевая организация вправе осуществлять согласование проектной документации на подводящие тепловые сети, тепловые узлы управления, приборы учета тепловой энергии; проводить техническую приемку подводящих тепловых сетей, тепловых узлов управления, сужающих, дроссельных устройств, элеваторных узлов, установленных приборов учета.

Согласно подпункту 4 части 4 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета.

Согласно договору купли-продажи тепловой энергии от 01.01.2005 года №0329/2/1 энергоснабжающей организацией для ТСЖ №325 является ЗАО «Волгаэнергосбыт». При этом пунктом 2.2.18 данного договора предусмотрена обязанность ТСЖ №325 согласовывать с сетевой организацией изменения в схемах теплоснабжения, замену вводных шайб, сужающих устройств, сопл элеваторных устройств.

ТСЖ №325, руководствуясь разъяснениями ресурсоснабжающей организации - ЗАО «Волгаэнергосбыт» (письмо исх. от 24.09.2010 г. №6920/ВЭС) направило 04 октября 2010 года проекты на узлы учета тепловой энергии на многоквартирные дома №40, 42 и 46, расположенные по улице Космической г. Нижнего Новгорода, в адрес ООО «Энергосети» для их согласования (письмо исх. №48). Однако ООО «Энергосети», посчитав установку приборов учета тепловой энергии реконструкцией системы теплоснабжения в указанных многоквартирных домах, письмами от 02 ноября 2010 года (исх. №002-00/1189, №002-00/1190 и №002-00/1191) предъявило к товариществу требование о получении у ООО «Энергосети» технических условий на установку узлов учета. ТСЖ №325, не согласившись с позицией ООО «Энергосети» в части того, что установка общедомового прибора учета является реконструкцией многоквартирных домов, письмом от 30 ноября 2010 года (исх. №80) повторно направило теплосетевой организации проекты на узлы учета для их согласования. В свою очередь, теплосетевая организация письмом от 15 декабря 2010 года (исх. №001/3147) повторно сообщила товариществу о том, что в связи с реконструкцией системы теплоснабжения рассматриваемых многоквартирных домов для согласования проектов на узлы учета тепловой энергии ТСЖ №325 необходимо получить технические условия у ООО «Энергосети». При этом технические условия, предлагаемые ООО «Энегосети» товариществу по каждому многоквартирному дому, предусматривали увеличение тепловой нагрузки объекта теплопотребления (расхода теплоносителя), в котором ТСЖ №325 не нуждалось и с соответствующей заявкой в теплосетевую организацию не обращалось.

Согласно пункту 6 Приложения №8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года №170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к перечню работ, проводимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей), площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения.

08.07.2011 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области было рассмотрено дело № 252-ФАС52-03\11 и вынесено решение (л.д.27-35 т.1), согласно которого ООО «Энергосети» признано нарушившим ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем уклонения от согласования проектов на узлы учета тепловой энергии, представленных ТСЖ № 135. Указанное решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 08.07.2011 года вступило в законную силу.

Согласно подп. 1.2 п.5 части 1 стать 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 1431, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу примечания к указанной статье Кодекса под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Единоличным исполнительным органом (генеральным директором) ООО «Энергосети» является ФИО1.

Поэтому административный орган пришёл к обоснованному выводу о том, что генеральный директор ООО «Энергосети» ФИО1 допустил нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, злоупотребив своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии и привлек его постановлением заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 25.06.2012 года № 541-ФАС52-03/12 к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ, а суд решением от 22.08.2012 года обоснованно оставил указанное постановление без изменения.

Доводы жалобы о том, что правонарушение было допущено не на рынке услуг по передаче тепловой энергии, а на рынке оказания услуг по осуществлению контроля за обеспечением безопасности эксплуатации тепловых сетей и теплопотребляющих установок при согласовании проектной документации на узлы учета, не могут быть приняты во внимание, поскольку они сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.

Наказание генеральному директору ООО «Энергосети» ФИО1 назначено в пределах установленной законом санкции, с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Доводы, указанные в жалобе на малозначительностьсовершенного административного правонарушения также не может быть принято во внимание, так как суд, пересматривающий дело по жалобе, не усматривает малозначительности в совершенном ФИО1 административном правонарушении.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, не установлено.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

РЕШИЛ:

Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 22.08.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Энергосети» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Судья областного суда А.Е. Бушмина