ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-57/19 от 13.05.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Лиджиев М.А. Дело № 7-57/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 13 мая 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Пичко С.Н.,

с участием директора Муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И., ее защитника Кучеренко С.В., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Тумудовой Н.В., прокурора Бугдаевой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 февраля 2019 года и решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2019 года, вынесенные в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Калмыцкого УФАС России <Данные изъяты> от 8 февраля 2019 года директор МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И., принявшая решение о взимании платы за подключение абонентов к реконструированному водопроводу по улице Митяшкина, 50 лет Октября, Городовикова, Степная с. Яшалты по неутвержденному тарифу в размере 4000 рублей с нарушением установленного законодательством порядка, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2019 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба Барабаш И.И. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Барабаш И.И. просит постановление о наложении штрафа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить либо возвратить дело на новое рассмотрение в суд. Указывает, что калькуляция затрат и плата производилась на основании заявления на техническое присоединение (подключение) к сети холодного водоснабжения, заполняемого в добровольном порядке, в котором абонент гарантирует оплату. МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» ведет работу на основании муниципального задания учредителя, а также выделенных бюджетных финансовых средств, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В 2018 году на работы по подключению абонентов к сети водоснабжения средства не выделялись. Указанные работы осуществлялись за счет собственных (внебюджетных) средств учреждения. Суд не учел, что договоры холодного водоснабжения МБУ «УКХБ Яшалтинского района» с ФИО, ФИО1, ФИО2 были заключены после того, когда была проведена новая ветка холодного водоснабжения, независимо от старой, пришедшей в негодность. Каких-либо обязательств МБУ «УКХБ Яшалтинского района» перед населением (абонентами) с. Яшалты по бесплатному подключению к новым веткам холодного водоснабжения не брала. То обстоятельство, что администрация Яшалтинского РМО является учредителем МБУ «УКХБ Яшалтинского района» не обязывает учреждение по своей инициативе нести крупные затраты (свыше одного миллиона рублей, которыми учреждение не располагает) на закупку строительных материалов по подключению абонентов к новым веткам холодного водоснабжения. Договоры на холодное водоснабжение были заключены абонентами с ранее действующей организацией МУП «Многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства Яшалтинского района», которое было ликвидировано 14 мая 2010 года. Согласно статье 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и т.д.).

В возражениях на жалобу представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Тумудова Н.В., прокурор, участвовавший в деле, Болдырева И.А. просят постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу Барабаш И.И. - без удовлетворения.

В судебном заседании директор Муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И., ее защитник Кучеренко С.В. доводы жалобы поддержали.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Тумудова Н.В., прокурор Бугдаева М.Е. просили в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении № <Данные изъяты>, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В части 1 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 названной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Согласно части 14 статьи 18 Закона, взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

В соответствии с пунктом 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644), подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются на срок, указанный в договоре. Если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключении договора на иных условиях, соответствующих требованиям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, срок действия договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения продлевается на тот же срок и на тех же условиях.

Из пунктов 31, 32 Правил следует, что к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Судом установлено, что в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 года № 457, предусмотрено проведение реконструкции водопроводных сетей.

В рамках этой программы МУ Администрацией Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия 30 августа 2018 года заключен муниципальный контракт № <Данные изъяты> с ООО «<Данные изъяты>». По условиям контракта подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту «Реконструкция водопроводных сетей в с. Яшалта Яшалтинского района Республики Калмыкия (I очередь), а заказчик принять и оплатить работы в соответствии с условиями контракта.

В сентябре 2018 года начались работы по реконструкции водопроводных сетей на улицах Митяшкина, 50 лет Октября, Степная, часть улицы Городовикова с дома <Данные изъяты> по <Данные изъяты>, в результате чего абоненты указанных улиц оказались отключены от системы водоснабжения.

Для того, чтобы подключиться к водопроводу абоненту необходимо было написать заявление о проведении работ по врезке и оплатить приобретение материалов для подключения в последующем до 31 декабря 2018 года. Расчет платы был составлен на основании калькуляции затрат, утвержденной Барабаш И.И.

Форма заявления от абонентов о подключении к водопроводной трубе, гарантии оплаты и согласии с ценой подключения разработаны МБУ «УКХБ». В случае не подписания указанной формы МБУ «УКХБ» не осуществляло подключение граждан к реконструированной трубе.

Так как при реконструкции водопроводных сетей плата за подключение (технологическое присоединение) не предусмотрена, новые объекты капитального строительства не подключались, то согласно части 14 статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», взимание учреждением, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение), с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Нарушение субъектом естественной монополии МБУ «УКХБ Яшалтинского района» порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения выразилось в нарушении части 14 статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Доводы жалобы о том, что калькуляция затрат и плата производились на основании заявления на техническое присоединение (подключение) к сети холодного водоснабжения, заполняемого в добровольном порядке, в котором абонент гарантирует оплату не могут быть приняты во внимание. Судом установлено, что МБУ «УКХБ» в адрес абонентов, не обратившихся с таким заявлением, были разосланы уведомления, согласно которым для подключения к реконструированной сети абоненту необходимо было в срок до 1 ноября 2018 года подать в МБУ «УКХБ Яшалтинского района» заявление для подключения к ней в частном домовладении и заключить договор водоснабжения. При этом МБУ «УКХБ Яшалтинского района» уведомляет, что в случае, если до 1 декабря 2018 года указанное заявление не будет предоставлено, предоставление абоненту коммунальной услуги по водоснабжению с 1 января 2019 года будет прекращено.

Доводы жалобы о том, что договоры холодного водоснабжения МБУ «УКХБ Яшалтинского района» с ФИО,ФИО1,ФИО2 были заключены после того, когда была проведена новая ветка холодного водоснабжения, каких-либо обязательств МБУ «УКХБ Яшалтинского района» перед населением (абонентами) с. Яшалты по бесплатному подключению к новым веткам холодного водоснабжения не брала, договоры на холодное водоснабжение были заключены абонентами с ранее действующей организацией МУП «Многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства Яшалтинского района», которое было ликвидировано 14 мая 2010 года не могут быть приняты во внимание.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).

Как следует из материалов дела договорные отношения по подаче холодной воды с абонентами не прерывались, менялась водоснабжающая организация, жители, проживающие на вышеуказанных улицах, до реконструкции были подключены к водопроводу, ранее осуществляли оплату за подключение к водопроводным сетям, оплачивали услуги по водоснабжению, заключали договоры холодного водоснабжения.

Таким образом, взимание повторной оплаты для подключения к реконструированному водопроводу является незаконным.

Доводы жалобы о том, что на работы по подключению абонентов к реконструированным водопроводным сетям денежные средства из бюджета республики не выделялись, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий Барабаш И.И.

Порядок привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.

Административное наказание назначено Барабаш И.И. в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Барабаш И.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 февраля 2019 года и решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 20 марта 2019 года, вынесенные в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» Барабаш И.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Барабаш И.И. - без удовлетворения.

Судья Кутланова Л.М