УИД 59RS0004-01-2021-004722-40
Судья Ошвинцева О.И.
Дело № 7-57/2022 (21-10)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 24 января 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при секретаре Кирьяковой С.В. жалобу защитника администрации города Перми Тележниковой Ольги Павловны на постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от 25 июня 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Перми,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 81-120Л-21 от 25 июня 2021 г. администрация города Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 ноября 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы юридического лица, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник администрации города Перми Тележникова О.П. просит решение судьи районного суда, постановление должностного лица отменить, считая их незаконными.
В судебном заседании в краевом суде защитник Зеленков С.А. доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа ФИО1 просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 г. (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г., законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Абзацем десятым статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности (пункт 6 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих территорий Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) отнесено к вопросам местного значения городского поселения, городского округа (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16).
В силу пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пунктов 7.1, 8.1, 8.6, 8.8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288, в целях обеспечения деятельности пожарных подразделений для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (пункт 8.13 СП 4.13130.2013).
Пунктом 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 г., предусмотрены требования, предусматривающие обеспечение надлежащего технического содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2021 г. при рассмотрении сведений указанных в обращении от 27 апреля 2021 г. установлен факт нарушения администрацией г. Перми первичных мер пожарной безопасности, выразившийся в отсутствии проезда для пожарной техники к многоквартирным жилым домам по адресам: <...>, а также в необеспечении содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов в пределах административных границ Ленинского района г. Перми к указанным многоквартирным жилым домам, чем нарушены требования статей 1, 9 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г., пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., пункта 1 статьи 90, пункта 6 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункта 8.13 СП 4.13130.2013, пункта 71 Правил противопожарного режима.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г. Перми протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и привлечением привлекаемого юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
При пересмотре дела по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности, судья районного суда, согласившись с выводом должностного лица о совершения администрацией г. Перми деяния в форме бездействия, и нарушения статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 10 части 1 статьи 16, пункта 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункт 8.13 СП 4.13130.2013, пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении администрацией г. Перми правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения администрацией г. Перми требований законодательства, равно как и доказательства принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении администрации г. Перми к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что администрация г. Перми не является субъектом вмененного административного правонарушения, не влекут отмену состоявшихся по делу актов, поскольку не опровергают содержащиеся в них выводы о наличии в действиях администрации г. Перми состава вмененного административного правонарушения, и не свидетельствуют о наличии по делу оснований для прекращения производства по делу.
Как указывалось выше в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в границах внутригородского района отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 14 статьи 11 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25 мая 2015 г. № 150, к вопросам местного значения Пермского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Пермского городского округа.
Решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. № 225 утверждено Положение о департаменте общественной безопасности администрации города Перми, который, согласно пункту 1.2, является функциональным органом администрации города Перми.
Как следует из пункта 3.4 названного Положения, департамент в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности организует и осуществляет деятельность по исполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Пермского городского округа, в том числе осуществляет разработку и реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городского округа.
Таким образом, администрация г. Перми является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на объектах, расположенных в границах Пермского городского округа, поскольку данные полномочия предусмотрены федеральным законодательством и Уставом города Перми.
Учитывая, что администрация г. Перми является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, вина администрации в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях администрации признаков состава вмененного в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации г. Перми правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административное наказание администрации города Перми назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Основания для назначения административного наказания с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер наложенного штрафа ниже низшего предела, не установлено, документов, подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, в материалах дела не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации города Перми допущено не было.
При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от 25 июня 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 ноября 2021 г., вынесенные в отношении администрации города Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Тележниковой Ольги Павловны - без удовлетворения.
Судья: подпись.