ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-580/2018 от 20.06.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-580/2018

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 июня 2018 г.

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,

при секретаре Конкине Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника публичного акционерного общества «Газпром» (далее – ПАО «Газпром»; Общество) ФИО1 на постановление начальника департамента государственного лесного надзора, заместителя главного государственного лесного инспектора Ленинградской области Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Григорьевой Е.Г. от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника департамента государственного лесного надзора, заместителя главного государственного лесного инспектора Ленинградской области Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Газпром» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Григорьевой Е.Г. от 26.04.2018 постановление должностного по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ПАО «Газпром» - без удовлетворения.

Защитник ПАО «Газпром» ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с жалобой, в которой просит указанные постановление от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что плановый (рейдовый) осмотр лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и составленный на его основании акт, произведены с нарушением требований законодательства, в силу чего составленный по его результатам акт не может быть признан доказательством по делу и на его основании не могут быть установлены события, вмененного Обществу административного правонарушения. Кроме того, по мнению защитника представленный в материалы дела График патрулирования по контролю и предупреждению самовольных рубок и других нарушений на июль 2017 года по Красноборскому участковому лесничеству приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области не утвержден. При этом, Приказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 25.04.2017 № 1 «О начале пожароопасного сезона 2017 года» касается противопожарного режима, а указанный выше график составлен в целях контроля самовольных вырубок. Защитник также считает, что административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлена дата и время совершения административного правонарушения.

Законный представитель ПАО «Газпром» - ФИО6 и защитник ФИО7 извещены, но в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в силу чего дело в порядке п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения защитника ФИО1, который доводы жалобы поддержал, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, предоставленные Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Согласно пункту 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Пунктом 21 Правил определено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:

- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;

- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

В силу ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо при рассмотрении дела по существу и судья при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришли к обоснованному выводу о доказанности вины Общества в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

Установлено, что ПАО «Газпром» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и проекта освоения лесов, использует лесной участок Любанского лесничества общей площадью 32,7875 га, расположенный в кварталах <адрес> для строительства линейных объектов и сооружения, являющихся неотъемлемыми технологическими частями линейных объектов - газопровода магистрального, берегоукрепления, дороги автомобильной с переходным типом дорожного покрытия, сооружения магистрального трубопроводного транспорта по объекту: <данные изъяты>.

В соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ с заявленным сроком использования лесного участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Газпром» производил рубки лесных насаждений для строительства указанных линейных объектов и сооружения.

ДД.ММ.ГГГГ лесничим Красноборского участкового лесничества в рамках осуществления федерального лесного надзора при проведении осмотра лесных участков Любанского лесничества в <адрес> выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, допущенные арендатором лесного участка ПАО «Газпром» при проведении рубок лесных насаждений, а именно в нарушение п. 19 Правил Общество допустило оставление на пожароопасный период складированной древесины без отделения ее минерализованной полосой, а именно, заготовленная древесина на протяжении 400 метров складирована в три штабеля, имеющие средние размеры: ширина 4 метра, длина 20 метров, высота 1 метр. Среднее расстояние между штабелями от 30 до 40 метров. Минерализованная полоса вокруг штабелей древесины отсутствует; зафиксирована разрубленная просека и стрелеванная и собранная в штабеля древесина, каких либо признаков опашки - устройства минерализованной полосы шириной 1,4 метра не видно; на всей видимой протяженности разрубленной просеки (до горизонта) не видно работающей (стоящей) техники, людей, что свидетельствует о том, что работы по вырубке завершены и древесина находится на хранении без принятия должных мер пожарной безопасности.

Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Вина Общества в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, лесной деклараций от ДД.ММ.ГГГГ, актом маршрутного патрулирования Красноборского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, графиком патрулирования по контролю и предупреждению самовольных рубок и других нарушений на июль 2017 года Красноборского участкового лесничества, приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 25.04.2017 № 1 «О начале пожароопасного сезона», другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При этом, суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что вышеуказанное административное правонарушение было возбуждено при непосредственном его обнаружении лесничим, который уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ, что соответствует требованиям п. 1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, который осуществлял плановый осмотр и обследование, в том числе вышеуказанного лесного участка, по контролю и предупреждению самовольных рубок и других нарушений согласно Графика (планового задания), утвержденного директором Любанского лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО8 (л.д. 18 а/д), который в свою очередь действовал на основании приказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 25.04.2017 № 1 «О начале пожароопасного сезона» (л.д. 19 а/д), что соответствует п. 5, 6 Приказа Минприроды России от 31.08.2015 № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований» и не предусматривает «утверждение» приказами графиков плановых заданий по осмотру и обследованию лесных участков каждого должностного лица ЛОГКУ «Ленобллес».

При этом, акт маршрутного патрулирования Красноборского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, по своему содержанию соответствует п. 12 Приказа Минприроды России от 31.08.2015 № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», которым не предусмотрено обязательное участие понятых, а так же ведение фото или видео съемки.

Таким образом, доводы защитника о том, что плановый (рейдовый) осмотр лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и составленный на его основании акт, произведены с нарушением требований законодательства, несостоятелен, основан на неправильном понимании норм действующего законодательства.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ

Указание во вводной части протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, что он составлен на основании ст. 7.9 КоАП РФ, вместо 8.32 КоАП РФ является технической опиской, что не освобождает Общество от административной ответственности за содеянное.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Вывод о наличии вины ПАО «Газпром» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции, установленной ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о юридическом лице, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, является соразмерным содеянному, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника департамента государственного лесного надзора, заместителя главного государственного лесного инспектора Ленинградской области Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тосненского городского суда Ленинградской области Григорьевой Е.Г. от 26.04.2018 оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Судья: