ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-585/2023 от 26.10.2023 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

Судья Кузьмичева Н.А.                                                  Дело № 7-585/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                  26 октября 2023 года

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Котельниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе Ираклия Гедевановича на решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 15 августа 2023 года (дело № 12-35/2023),

установил:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от 27.03.2023 Управление финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее – управление финансов МО «Барышский район», управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 15.08.2023 указанное постановление оставлено б ез изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник управления финансов МО «Барышский район» - Чумбуридзе И.Г. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, просит их отменить. 

В обоснование жалобы указывает, что требование судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 является незаконным.

При этом управлением финансов МО «Барышский район» предприняты все необходимые меры для исполнения обязательства по оплате исполнительского сбора.

Однако требование судебного пристава-исполнителя не может быть исполнено, так как в связи с отсутствием у управления финансов МО «Барышский район» лимитов бюджетных назначений в бюджете МО «Барышский район», формирование распоряжения о совершении данного платежа не представляется возможным.

Кроме того, для осуществления бюджетных процессов  используются  компьютерные программы, которые технически не оформляют  распоряжение о совершении платежа по исполнительному документу.

При этом исполнение требования судебного пристава-исполнителя возможно лишь с учетом погашения имеющихся долгов по страховым взносам, уплата которых в соответствии с требованиями БК РФ, ст.855 ГК РФ относиться к более высокой очередности погашения платежей. При этом обращает внимание, что минфином субъекта согласовано только погашение кредиторской  задолженности перед внебюджетными фондами РФ, а также на сокращение задолженности по выплате заработной платы и уплате страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, в связи с чем исполнение требования судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 является невозможным.

Указывает, что требование судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 обосновано Приказами Минфина России №257н и №258н, которые не касаются муниципальных казенных учреждений.

Полагает, что требование судебного пристава-исполнителя не предусмотрено ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Считает, что указанное требование судебного пристава-исполнителя вынесено без учета факта отсутствия необходимых лимитов бюджетных обязательств, что не согласуется с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Считает несостоятельной ссылку суда в решении на нормы Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ, касающиеся бюджетных и автономных учреждений, к которым управление финансов МО Барышский район» не относиться.

Подробно доводы защитника управления финансов МО «Барышский район» Чумбуридзе И.Г. изложены в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитника управления финансов МО «Барышский район» Чумбуридзе И.Г., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст.17.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учёбы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного ст.17.17 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела, управление финансов МО «Барышский район» являлось должником по исполнительному производству №*** от 05.04.2022, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного 17.01.2022 Арбитражным судом Ульяновской области по делу №А72-14276/2021.

Принимая решение о наличии в деянии должника состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, должностное лицо административного органа указало, что управление финансов МО «Барышский район» не выполнено законное требование судебного пристава-исполнителя  и соответсвующее распоряжение не направило (л.д.37-39)

С данными выводами должностного лица согласился судья Барышского городского суда (л.д.105-111).

Однако судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Как следует из материалов дела, свои требования судебный пристав-исполнитель мотивировал п.2 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 30.10.2020 №257н и п.12 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, являющимся приложением №3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 30.10.2020 №258н.

Вместе с тем должностным лицом административного органа, а в последующем судом не учтено следующее.

Как верно указано должностным лицом административного органа при вынесении оспариваемого постановления, исполнительский сбор является разновидностью санкции штрафного характера, накладываемой на должника.

Соответственно, при исполнении данной штрафной санкции необходимо учитывать статус должника.

В соответствии с п.1 ст.123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть создано в форме казенного, бюджетного или автономного учреждения.

В силу ч.2 ст.41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст.4.1 Устава муниципального образования Барышский район» Ульяновской области Управление финансов муниципального образования «Барышский район» является финансовым органом местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, управление финансов МО «Барышский район» в силу закона является муниципальным казенным учреждением (код 75404 по ОКОПФ).

Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст.ст. 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 БК РФ.

Согласно п.2 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с гл.24.1 БК РФ (п.3 ст.239 БК РФ).

В силу п.1 ст.242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов  с указанием сумм, подлежащих взысканию.

В силу положений п.1 ст.242.5 БК РФ исполнительный документ,  предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов местного бюджета казенного учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абз.2 п.9 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета и в ведении которого находится должник.

В случае поступления в соответствии с п.1 ст.242.5 БК РФ в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии со ст.220.2 БК РФ отдельные функции финансового органа муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования исполнительного документа о взыскании средств с казенного учреждения муниципального образования - должника, которому не открыты лицевой счет должника, счет в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, обеспечение исполнения такого исполнительного документа осуществляется органом местного самоуправления (муниципальным органом), в чьем ведении находится должник, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в порядке, установленном настоящим Кодексом в отношении казенных учреждений - должников, без возврата исполнительного документа по основанию, предусмотренному абз.4 п.3 ст.242.1 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.2 п.9 ст.242.5 БК РФ).

Исключение из этого правила установлено п.12 ст.242.5 БК РФ, согласно которому в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В соответствии с п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» функции по организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном ст.ст.242.4, 242.5 БК РФ, в отношении казенных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных казенных учреждений и, соответственно, по ведению их лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть возложены как на органы Федерального казначейства, так и на финансовые органы субъекта Российской Федерации, муниципального образования исходя из соглашений, заключенных органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования (п.п.1, 2 ст.166.1, ст.215.1 БК РФ).

Правила ст.161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно п.11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном гл.24.1 БК РФ (абз.3 п.19 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ №13).

Суду не представлено доказательств о наличии открытых управлению финансов МО «Барышский район» в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации счетов.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от 16.09.2022 о взыскании с управления финансов МО «Барышский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей относится к числу исполнительных документов и подлежит исполнению в соответствии со ст.239 БК РФ.

Таким образом, исходя из статуса должника в качестве муниципального казенного учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета, в отношении такого лица действует особый порядок принудительного исполнения исполнительных документов, предусмотренный бюджетным законодательством.

Иного порядка исполнения исполнительных документов - актов, принятых административными органами и должностными лицами, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения, бюджетное законодательство не предусматривает.

Согласно п.3 ст.242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При этом согласно п.4 ст.242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с п.5 ст.242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

В силу п.6 ст.242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что требование судебного пристава исполнителя от 10.03.2023, которым на должника возложена обязанность в срок до 15.03.2023 направить в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту открытия лицевого счёта в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта распоряжение о совершении платежа по указанным реквизитам в соответствии с порядком обслуживания лицевого счёта, установленным нормативно-правовыми актами, противоречит указанным выше требованиям закона и устанавливает для должника иной порядок и сроки принудительного исполнения исполнительных документов, фактически подменяя собой установленный законодателем особый порядок.

В связи с этим само по себе наличие либо отсутствие денежных средств на лицевом счете должника без учета перечисленных обстоятельств не свидетельствует о законности вынесенного судебным приставом требования о направлении распоряжения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника о совершении платежа.

При этом следует отметить, что представленными суду при настоящем рассмотрении жалобы, доказательствами установлено, что о наличии поступивших со счета ОСП по Барышскому району денежных средствах должник был осведомлен только 16.03.2023, то есть за пределами установленного судебным приставом срока.

Кроме того, мотивируя свои требования Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 30.10.2020 №257н и Перечнем документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 30.10.2020 №258н, судебный пристав-исполнитель не учел, что управление финансов МО «Барышский район» не  является получателем средств федерального бюджета, и действие указанных нормативно-правовых актов на него не распространяются. При этом,  в силу ст.ст.6, 38, 306.1, 306.4 БК РФ управление финансов МО «Барышский район» получателем бюджетных средств не является.

Более того, из смысла и содержания требования судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 следует, что фактически оно является требованием об исполнении к установленному сроку исполнительного документа. Однако неисполнение данного требования судебного пристава-исполнителя может свидетельствовать о наличии в действиях должника при определенных обстоятельствах состава иного административного правонарушения, но не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.14 КоАП РФ.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о преждевременности выводов суда первой инстанции о законности рассматриваемого требования судебного пристава-исполнителя и, соответственно, о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от 27.03.2023  и решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 15.08.2023 в отношении управления финансов МО «Барышский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ подлежат, отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.3 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от 27 марта 2023 года и решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 15 августа 2023 года в отношении Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, по части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Судья                                                                                    В.Г Буделеев