судья Орлов Д.В. дело № 7-58/2015
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики ФИО4 и ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 февраля 2015 года жалобу ФИО6 на решение судьи Завьяловского районного суда УР от 31 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО6,
установил:
решением судьи Завьяловского районного суда УР от 31 октября 2014 года, оставлено без изменения постановление государственного инспектора УР по охране природы, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов УР от 11 сентября 2014 года, которым ФИО6 привлечен к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе на указанное выше решение, ФИО6 просит его отменить. В обоснование требований указывает, что необходимый контроль за состоянием полигона не проводиться ввиду отсутствия необходимых финансовых средств. Фактически им предприняты все необходимые меры для исключения угроз для окружающей среды в районе законсервированного полигона твердых бытовых отходов. 24.09.2014 года и 05.12.2014 года администрацией города заключены муниципальные контракты на осуществление рекультивации полигона. Кроме того были проведены исследования воды в речке Чультемка, по результатам которых какие либо биологические составляющие не выявлены. Тело полигона изменяется из-за действий посторонних лиц.
В судебном заседании защитники лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР с жалобой не согласились, считая решение судьи законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о законности вынесенного судьей районного суда решения.
Из материалов дела следует, что ФИО6 является главой администрации муниципального образования «Город Ижевск». Полигон ТБО, расположенный на 09 км. Сарапульского тракта (Завьяловский район), являлся муниципальным имуществом города Ижевска и является местом размещения отходов. Указанный полигон ТБО законсервирован с 1998 года, занимает земельный участок площадью 11,3 га, объём накопленных отходов составляет 1,05 млн.м3, ёмкость полигона заполнена на 100 процентов. По заказу администрации города Ижевска ГУП «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан и Научно-производственной фирмой «Эко-лайн» в 2002 году разработан Проект рекультивации полигона ТБО города Ижевска по Сарапульскому тракту. В 2005 году указанными проектными организациями выполнена корректировка проекта. В 2012 году корректировка проекта выполнена ОАО «Институт «Удмуртгипроводхоз».
17 июня 2014 года, должностными лицами контролирующего органа было установлено, что на территорию полигона несанкционированно завозятся отходы, имеется значительное скопление свалочного фильтрата между телом полигона и защитной грунтовой обваловкой, создающее реальную угрозу перелива фильтрата через обваловку и его поступления на прилегающую территорию и протекающую вблизи р.Чультемку. Кроме того, на прилегающей к полигону территории в непосредственной близости от обваловки обнаружены лужи жидкости темного цвета. По результатам проведенных исследований установлено, что жидкость темного цвета, обнаруженная на прилегающей к полигону территории, является результатом выхода свалочного фильтрата за пределы обваловки. Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора РФ №445 от 18.07.2014 года выделен вид отхода - «инфильтрационные воды объектов размещения отходов», код отхода - 7 39 101 00 00 0, класс опасности для окружающей природной среды не определен.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует и правильно установлено судьей районного суда, что работы по исключению сброса свалочного фильтрата с территории полигона ТБО на прилегающую к ней территорию, предусмотренные проектом рекультивации, а именно: производство устройства дренажной системы, позволяющей собирать и отводить фильтрат в накопительную емкость, установка указанной накопительной емкости, а также обеззараживание и вывоз свалочного фильтрата на очистные сооружения, не производились.
Своими действиями администрация города Ижевска, руководителем которой является ФИО6, при захоронении отходов на полигоне ТБО по Сарапульскому тракту Завьяловского района допускает нарушение экологических требований, установленных федеральным законодательством: части 4 статьи 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», частей 1 и 2 статьи 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды». На выведенном из эксплуатации полигоне ТБО не выполняются мероприятия по восстановлению природной среды, предусмотренные Проектом рекультивации полигона ТБО г. Ижевска по Сарапульскому тракту - пространство между отвалами твердых бытовых отходов и грунтовой обваловкой заполнено свалочным фильтратом, сбор и вывоз которого не производится. С восточной стороны от полигона ТБО, на прилегающей к полигону территории за обваловкой - на почве, выявлено наличие двух луж жидкости темного цвета площадью около 28 и 30 кв.м. Таким образом, условия захоронения отходов на указанном полигоне ТБО не являются безопасными для окружающей среды, что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Решением городской думы города Ижевска от 26 ноября 2010 года № 40 на должность главы администрации города Ижевска по контракту назначен ФИО6.
Между главой муниципального образования «Город Ижевск» и ФИО6 заключен контракт от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым ФИО6 замещает должность главы администрации <адрес>, относящуюся к высшим должностям муниципальной службы.
Согласно Устава МО «Город Ижевск» и контракта с ФИО6, на последнего возложены обязанности по осуществлению комплекса полномочий, необходимых для исполнения возложенных на администрацию города Ижевска обязанностей.
Статья 44 Устава МО «Город Ижевск» к вопросам местного значения относит решение вопросов по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и разработке и реализации муниципальных экологических программ, контроль за их выполнением, а также организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов.
Полигон ТБО расположенный на 09 км Сарапульского тракта (Завьяловский район) до 16.09.2014 года являлся муниципальным имуществом города Ижевска, что следует из постановления от 16.09.2014 «О закреплении полигона ТБО на праве оперативного управления за Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации г. Ижевска».
В силу ст. 2.4 КоАП РФ - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При указанных обстоятельствах глава администрации МО «Город Ижевск» как должностное лицо, допускает нарушение экологических требований, установленных федеральным законодательством, не принимает мер для предотвращения вредного воздействия отходов размещенных на полигоне на окружающую среду.
Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление и судьей районного суда в вынесенных по делу актах сделаны законные и обоснованные выводы о том, что ФИО6 обладая властно-распорядительными полномочиями не исполнил обязанность по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.
Имеющимся в деле доказательствам, как должностным лицом административного органа так и судьей районного суда дана надлежащая оценка, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
Наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Доводы жалобы не содержат указаний на события и факты, которые бы поставили под сомнение законность привлечения ФИО6 к административной ответственности. Должностным лицом по делу об административном правонарушении собрано достаточно доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Принятие мер по устранению нарушений законодательства, не исключает наступление административной ответственности за его нарушение.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Завьяловского районного суда УР от 31 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО6 оставить без изменения, жалобу ФИО6 без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.