ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-58/2021 от 10.02.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Трачук А.А. 7-58/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. на решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - госинспектор Росприроднадзора) Фитьмовой Н.В. от 06.05.2020 № 20-0/АР/020/17 АО «Водоканал» г. Невинномысск признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (далее – постановление от 06.05.2020).

Решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17.11.2020 постановление от 06.05.2020 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалоба генерального директора АО «Водоканал» г. Невинномысск удовлетворена (далее – решение судьи от 17.11.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. считает решение судьи от 17.11.2020 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства.

Утверждает, что в действиях АО «Водоканал» г. Невинномысск содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и приводит доводы, аналогичные изложенным в постановлении от 06.05.2020.

Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что услуги по вывозу (транспортированию) жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) с места откачки ЖБО и до цеха биохимической очистки, расположенного на территории АО «Невинномысский Азот», оказывались АО «Водоканал» г. Невинномысск в нарушение норм действующего законодательства.

Кроме этого, выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что деятельность АО «Водоканал» г. Невинномысск по водоотведению сточных вод не относится к деятельности по обращению с отходами для целей Федерального закона от 24.06.1998 № 87-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и утверждает, что указанное юридическое лицо в установленный период (11.05.2019, 16.05.2019, 17.05.2019, 18.05.2019, 19.05.2019, 04.06.2019, 22.05.2019, 07.06.2019, 04.06.2019, 22.05.2019, 07.06.2019, 04.06.2019, 15.06.2019, 17.06.2019, 19.06.2019, 28.06.2019, 04.07.2019, 06.07.2019, 07.07.2019, 10.07.2019, 14.07.2019, 20.07.2019, 08.07.2019, 19.07.2019, 24.07.2019. 26.07.2019, 28.07.2019, 01.08.2019, 02.08.2019, 04.08.2019, 08.08.2019. 16.08.2019, 07.09.2019, 15.09.2019, 20.09.2019, 30.09.2019, 01.10.2019, 19.09.2019. 07.10.2019, 10.10.2019, 14.10.2019, 01.11.2019, 17.11.2019, 19.11.2019, 23.11.2019, 28.11.2019, 05.12.2019, 25.12.2019, 05.01.2020, 04.01.2020, 12.01.2020, 21.01.2020, 22.01.2020, 30.01.2020, 13.02.2020) выполняло работы по откачке и транспортированию жидких бытовых отходов из выгребных ям, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и предприятий в объеме 238,16 м3.

Также ссылается на тот факт, что на странице 3 решения судьи городского суда содержится вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ПАО «Энел России», не являющегося лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Просит отменить решение судьи городского суда от 17.11.2020, постановление от 06.05.2020 оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав специалиста-эксперта Отдела правового обеспечения Северо-Каказского межрегионального управления Росприроднадзора Березницкую Д.Р., поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя АО «Водоканал» г. Невинномысск Шевченко В.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего оставить обжалуемый судебный акт без изменения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечёт наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100000 рублей до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учётом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 89-ФЗ такой лицензируемый вид деятельности как транспортирование отходов должен осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Из материалов дела видно, что на основании сведений имеющихся в Северо-Кавказском межрегиональном управлении Росприроднадзора, должностным лицом Росприроднадзора проведено в отношении АО «Водоканал» административное расследование, в ходе которого установлено, что согласно информации, представленной Администрацией г. Невинномысска, территория города Невинномысска на 90% оснащена централизованной системой водоотведения, а на территории города Невинномысска не оснащенной централизованной системой водоотведения, услуги по вывозу жидких бытовых отходов оказывает АО «Водоканал» г. Невинномысск в цех БХО, расположенный на территории АО «Невинномысский Азот».

Согласно представленным документам АО «Водоканал» г. Невинномысск (письмо от 03.02.2020 № 76/3) на балансе AO «Водоканал» имеются автотранспортные средства, оборудованные специализированными вакуумными цистернами (ЗИЛ 433362, ГАЗ 5319, ГАЗ 3307, автоцистерны вакуумные 2790Е-18, 2790Е-58, 4680D1-40).

АО «Водоканал» г. Невинномысск в период 11.05.2019, 16.05.2019. 17.05.2019, 18.05.2019, 19.05.2019, 04.06.2019, 22.05.2019, 07.06.2019, 04.06.2019, 22.05.2019, 07.06.2019, 04.06.2019, 15.06.2019, 17.06.2019. 19.06.2019, 28.06.2019, 04.07.2019, 06.07.2019, 07.07.2019, 10.07.2019. 14.07.2019, 20.07.2019, 08.07.2019, 19.07.2019, 24.07.2019, 26.07.2019, 28.07.2019, 01.08.2019, 02.08.2019; 04.08.2019, 08.08.2019, 16.08.2019, 07.09.2019, 15.09.2019, 20.09.2019, 30.09.2019, 01.10.2019, 19.09.2019. 07.10.2019, 10.10.2019, 14.10.2019, 01.11.2019, 17.11.2019, 19.11.2019, 23.11.2019, 28.11.2019, 05.12.2019, 25.12.2019, 05.01.2020, 04.01.2020, 12.01.2020, 21.01.2020, 22.01.2020, 30.01.2020, 13.02.2020 выполняло работы по откачке и транспортированию жидких бытовых отходов из выгребных ям, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и предприятий в объёме 238,16 м3.

Полагая, что общество осуществляет транспортировку жидких бытовых отходов, что относится к лицензируемым видам деятельности, должностное лицо Росприроднадзора пришла к выводу о том, что АО «Водоканал» города Невинномысск не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов в нарушение ч. 1 ст. 9 Закона № 89-ФЗ, ч. 1 ст. 51 Закона №7-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ и вынесла постановление о привлечении АО «Водоканал город Невинномысск к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Обосновывая вину общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, должностное лицо административного органа исходила из того, что очистка, откачка септиков (выгребов) при выгребной канализации, а в дальнейшем транспортирование автотранспортными средствами, оборудованными специализированными вакуумными цистернами не является услугой по водоотведению. Поскольку фекальные и другие отходы нецентрализованной канализации относятся к жидким бытовым отходам, то деятельность по их вывозу специальным транспортом после накопления в выгребных ямах (колодцах, септиках) является вывозом жидких бытовых отходов. То обстоятельство, что сброс отходов производится в объекты канализационного хозяйства и в дальнейшем поступают на очистку, не освобождает общество от необходимости получения специального разрешения (лицензии).

Обосновывая свою невиновность в совершении вменяемого ему административного правонарушения, общество ссылалось на положения п. 2, подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354) и утверждало, что оказываемые АО «Водоканал» г. Невинномысск населению в период с мая 2019 по февраль 2020 на договорной основе возмездные услуги по откачке из септиков (выгребных ям) и дальнейшей транспортировке автотранспортными средствами, оборудованными специализированными вакуумными цистернами, являются услугами по водоотведению. Поскольку в выгребной яме находятся сточные воды абонента (населения), то они остаются таковыми и после их выкачки в специализированную цистерну, а затем удаляются путем их слива в арендуемые обществом централизованные сети водоотведения и далее транспортируются в общем потоке сточных вод для дальнейшей очистки на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот».

Судья городского суда не согласился с выводом должностного лица Росприроднадзора о том, что сточные воды, транспортируемые АО «Водоканал», являются жидкими бытовыми отходами 4 класса опасности, что является обязательным для квалификации действий общества по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, посчитав его бездоказательным и неподтвержденным материалами дела, постановление от 06.05.2020 отменил и производство по делу прекратил на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Соглашаясь с выводом судьи городского суда, нахожу обжалуемое решение судьи от 17.11.2020 законным и обоснованным, оснований для его изменения либо отмены не усматриваю, ввиду следующего.

Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года N 155 (далее – Правила № 155), под «жидкими бытовыми отходами» понимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, которые образуются в результате жизнедеятельности населения и сбрасываются в сооружения (устройства), предназначенные для их приема и накопления, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 Блок 7 - «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)»;

- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 304);

-отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон № 416-ФЗ) водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно п. 2 Правил № 155 "твердые и жидкие бытовые отходы" – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В соответствии с п. 23 ст. 2 Закона № 416-ФЗ сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) – это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) сточные воды - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, судья городского суда пришел к верному выводу о том, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии ВК РФ и Закона N 416-ФЗ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Данная позиция соответствует также разъяснениям, содержащимся в Письме Минприроды России от 04.04.2017 №12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод» (документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания).

Данным письмом, по сути, разъяснено, что различием между транспортировкой и транспортированием выкачиваемых из выгребных ям жидких фракций является конечный способ их удаления. При транспортировке – это слив в центральную систему водоотведения (канализацию), при транспортировании – это перемещение из выгребной ямы на полигон ЖБО.

В рамках проведения административного расследования обществом в адрес должностного лица была представлена информация, согласно которой АО «Водоканал» г. Невинномысск указывало, что деятельность по транспортированию жидких бытовых отходов не осуществляет. Являясь гарантирующим поставщиком на территории муниципального образования города Невинномысска, общество обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Невинномысска, в пределах утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением главы города Невинномысска от 29.12.2014 № 4063, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Водопроводные и канализационные сети переданы обществу по договору аренды муниципального имущества города Невинномысска № 623 от 15.11.2010. В связи с отсутствием на территории муниципального образования города Невинномысска очистных сооружений, принадлежащих городскому муниципальному образованию, очистка сточных вод, поступающих в городскую систему водоотведения, осуществляется на очистных сооружениях, принадлежащих АО «Невинномысский Азот». Прием, транспортировка и очистка сточных вод осуществляется обществом с использованием централизованной системы водоотведения с дальнейшей передачей сточных вод на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот», с которым АО «Водоканал» г.Невинномысск заключило договор №35/04560 от 16.05.2003. В ходе проведения административного расследования обществом были представлены доказательства, подтверждающие, что жидкие фракции из выгребных ям являются сточными водами, так как они принимаются обществом от населения города в оборудованные специализированными вакуумными цистернами автотранспортные средства с дальнейшей передачей и удалением в централизованные сети водоотведения и транспортировкой на очистные сооружения в общем потоке сточных вод для дальнейшей очистки. Такими доказательствами являются договоры и акты.

Вышеуказанные обстоятельства обоснованно признаны судьей городского суда установленными, приняты во внимание и получили верную правовую оценку.

В рассматриваемом случае вывод должностного лица административного органа о том, что сточные воды являются жидкими бытовыми отходами IV класса опасности, сделан без проверки информации о том, каким образом сточные воды поступают на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот».

В смысле, придаваемом Законом № 89-ФЗ, деятельность АО «Водоканал» не связана с транспортировкой отходов I - IV классов опасности, подлежащей обязательному лицензированию в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ, поскольку не является основной для общества, как приносящая прибыль, а связана с выполнением договорных обязательств перед потребителями услуг по водоснабжению и последующему водоотведению, то есть перед потребителями, не имеющими возможности подключения к централизованной системе водоотведения.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, приняв из выгребной ямы конкретного потребителя сточные воды, принадлежащим АО «Водоканал» автотранспортом они доставляются непосредственно в точку сброса городской системы водоотведения, посредством которой они поступают на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот» в соответствии с указанным выше договором, то есть не осуществляя своими силами обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение отходов I - IV классов опасности.

Основываясь на указанных положениях законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, прихожу к выводу о том, что указанная деятельность по перевозке сточных вод не может быть расценена как осуществляемая в отсутствие необходимой лицензии и с нарушениями в области охраны окружающей среды, бесспорных доказательств нарушения АО «Водоканал» г. Невинномысск требований в области охраны окружающей среды судом не установлено, соответственно, законных оснований для вынесения постановления от 06.05.2020 не имелось.

Следует также учесть, что вынесенные в отношении общества госинспектором Росприроднадзора Фитьмовой Н.В. по итогам административного расследования в рамках настоящего дела предписание об устранении выявленных обязательных требований №20-0/АР/020/19 от 06.05.2020 года и представление №20-0/АР/020/18 от 06.05.2020 признаны незаконными и отменены решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 12.08.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2020 (Дело № 33а-1331/2020). Выводы, содержащиеся в данных судебных актах, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.

Изложенное исключает наличие в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Приведённые в жалобе доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.

Допущенная судьёй городского суда в описательно-мотивировочной части постановления описка в части указания на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ПАО «Энел России» (т. 1 л.д. 243), подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ч. 2 ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Каких-либо иных доводов, которые могли повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в жалобе не приведено и в материалах дела не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется, оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. - без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская