ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-58/2021 от 11.03.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Катбамбетов М.И. № 7-58/2021 (1 инст. –12-340/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

город Майкоп 11.03.2021

Судья Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Майкопского городского суда от 30.09.2020 и на постановление № 08-76-47 Ф-2 от 06.07.2020 в отношении автономного учреждения РА «Фонд развития промышленности РА», привлеченного к администратвиной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением должностного лица - старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 06.07.2020 года автономное учреждение РА «Фонд развития промышленности РА» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Указанное постановление, невступившее в законную силу АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея», обжаловало в Майкопский горсуд.

Решением судьи Майкопского городского суда от 30.09.2020 постановление от 06.07.2020 изменено в части вида назначенного административного наказания. Назначено административное наказание в виде предупреждения.

На решение судьи Майкопского городского суда, не вступившее в законную силу, старшим государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 подана жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду неправильного применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания, не предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи.

В судебное заседание должностное лицо - старший государственный инспектор РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав защитника автономного учреждения РА «Фонд развития промышленности РА» - ФИО2, полагавшего решение законным, изучив доводы жалобы, возражений на нее, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.46КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Из материалов дела следует, что22.06.2020 должностным лицом отдела государственного экологического надзора Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея в отношении АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ и составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено, что на 01.06.2020 года АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея»осуществляет деятельность, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, без постановки на государственный учет объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.

Учреждение имеет следующие источники выбросов: объект, расположенный по адресу: 385000, <...>: объект поставляемого газа в 2018 году - 12,803 тыс.куб.м., в 2019- 9,386 куб.м.

Заявка на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» в уполномоченный орган на дату составления протокола об административном правонарушении не подана.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11КоАП РФ.

Вывод в постановлении должностного лица о наличии в деянии АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и судом сделан вывод о законности привлечения учреждения к административной ответственности.

При этом судом сделан вывод о том, что целям административного производства по не делу будет соответствовать назначение наказания в виде штрафа и изменил постановление, назначив наказание в виде предупреждения в соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Между тем, на дату рассмотрения жалобы, то есть на 30.09.2020, условий для назначения АУ РА «Фонд развития промышленности РА» наказания в виде предупреждения, не имелось.

Так, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на 30.09.2020) определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 3 ст. 3.4 КоАП РФ (в действовавшей редакции) установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на 30.09.2020 года), являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Таким образом к субъекту, на которого распространяются положения ч.3 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ АУ РА «Фонд развития промышленности РА» не относился и решение судьи об изменении наказания со штрафа на предупреждение принято без учета требований КоАП РФ, однако оснований для направления дела на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания не имеется, поскольку в соответствии с новой редакцией ч.3 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ в отношении некоммерческой организации возможно назначение наказания в виде предупреждения.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в ред. Федерального закона от 08.12.2020 № 410-ФЗ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено, в частности некоммерческой организации, а также ее работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

При этом, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

Наказание в виде предупреждения исполнено в момент его оглашения.

При новом рассмотрении у суда оснований, в указанной ситуации, для назначения более сурового наказания, чем назначенное наказание в виде предупреждения и в настоящее время, предусмотренное нормами КоАП РФ (частью 3 ст.3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ) не имеется.

В соответствии с установленным статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядком пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотрение и разрешение поданных на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление жалоб осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Оснований для возврата дела на новое рассмотрение, предусмотренных п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по делу не имеется.

При таких обстоятельствах, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении автономного учреждения РА «Фонд развития промышленности РА» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея В.М. Мейстер