Дело № 7-591/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Грузомаркет Опт» ФИО1 на решение судьи Благовещенского городского суда от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Грузомаркет Опт»,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО2 № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года ООО «Грузомаркет Опт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда от 22 сентября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, генеральный директор ООО «Грузомаркет Опт» ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Благовещенского городского суда неправильно и не в полном объеме установлены фактические обстоятельства дела, представленному административному материалу, в том числе путевому листу № 159, не дана надлежащая правовая оценка, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное решение. Исходя из положений п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 9 Порядка организации и проведения предрейсового, предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 08.08.2018 г. № 296, административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ наступает за осуществление перевозок с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, которые выражаются в невыполнении мероприятий, определенных п. 10-11 указанного Порядка. Само по себе несоответствие штампа о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства установленной законом формулировке объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения не образует. Кроме того, по обстоятельствам одной грузовой перевозки от 16 января 2020 года ООО «Грузомаркет Опт» привлечено к административной ответственности как по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, так и по ч. 3 ст. 12.31.1 названного Кодекса, при этом положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, определяющие порядок назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, должностным лицом Восточно-Сибирского МУГАДН при рассмотрении дел учтены не были, в связи с чем в отношении Общества вынесено два постановления о назначении административного штрафа. Отличие данных правонарушений по характеру и родовым признакам не препятствует применению положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначению юридическому лицу административного штрафа в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
На основании изложенного просит решение судьи Благовещенского городского суда от 22 сентября 2020 года отменить.
Генеральный директор ООО «Грузомаркет Опт» ФИО1, а также представитель Восточно-Сибирского МУГАДН, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ).
Как установлено абз. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Согласно п. 28, 29 указанных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Порядок организации и проведения предрейсового, предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 08.08.2018 г. № 296.
Пунктом 12 указанного Порядка определено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В силу п. 9, 16.1 указанного Порядка заполнения путевых листов путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении № 7042/Ц от 19.02.2020 г. следует, что 16 января 2020 года в 11 часов 26 минут на стационарном пункте весового и габаритного контроля (СПВГК), расположенном на 124 км федеральной автомобильной дороги Р-297 «Подъезд к г. Благовещенску», должностными лицами Восточно-Сибирского МУГАДН было выявлено осуществление ООО «Грузомаркет Опт» перевозки груза на транспортном средстве – грузовом седельном тягаче «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, с полуприцепом-фургоном «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, а именно нарушением Порядка организации и проведения предрейсового, предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержденного приказом Минтранса России от 08.08.2018 г. № 296. В путевом листе отметка о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не соответствует установленным требованиям, отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Грузомаркет Опт» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и его привлечения к административной ответственности постановлением № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года.
По результатам проверки законности постановления должностного лица судья Благовещенского городского суда пришел к выводам о наличии события административного правонарушения и виновности ООО «Грузомаркет Опт» в его совершении, а также о соблюдении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, в связи с чем принял решение об оставлении постановления № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года без изменения.
Между тем при рассмотрении дела судьей Благовещенского городского суда не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения данной нормы в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 1, 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч. 6 ст. 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации (далее Порядок) определен приказом Минтранса России от 03.06.2015 г. № 180.
Как установлено п. 5, 6 указанного Порядка плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора. В плановом (рейдовом) задании содержатся сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований; даты начала и окончания проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
По результатам проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта государственными транспортными инспекторами составляется и подписывается акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств (п. 7 Порядка).
Акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта содержит, в том числе основание проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств; дату, время и место проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств (п. 8 Порядка).
Аналогичные положения содержатся в п. 11, 24, 28 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, утвержденного Приказом Минтранса России от 28.12.2017 г № 542.
Из материалов дела, в том числе акта результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства № 14 от 16.01.2020 г., следует, что рейдовое мероприятие по осмотру, обследованию грузового седельного тягача «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, с полуприцепом-фургоном «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, проводилось сотрудниками Восточно-Сибирского МУГАДН 16 января 2020 года на основании распоряжения начальника Управления № 141-ПРЗ/М от 20 сентября 2019 года (л.д. 37-39).
Данным распоряжением определены сроки проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств – с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года, соответствующее уведомление о проведении контрольных мероприятий 20 сентября 2019 года направлено административным органом в прокуратуру Амурской области (л.д. 40).
Таким образом, плановый (рейдовый) осмотр, обследование грузового седельного тягача «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, с полуприцепом-фургоном «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, проведено сотрудниками Восточно-Сибирского МУГАДН за пределами сроков, определенных распоряжением № 141-ПРЗ/М от 20 сентября 2019 года, то есть при отсутствии предусмотренных законом оснований.
При таких обстоятельствах результаты контрольного мероприятия, в том числе акт планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства № 14 от 16.01.2020 г., объяснения Ф.И.О.1 от 16.01.2020 г., путевой лист № 159 от 09.01.2020 г., получены с нарушением закона, в связи с чем они не могут признаны в качестве допустимых доказательств по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, является основанием для отмены данного постановления и прекращения производства по делу.
С учетом изложенного, постановление государственного инспектора Восточно-Сибирского МУГАДН № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года и решение судьи Благовещенского городского суда от 22 сентября 2020 года подлежат отмене с прекращением производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Иных обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу об административном правонарушении, вопреки позиции заявителя, не установлено. При этом наличие вступившего в законную силу постановления № 7040/Ц от 26.02.2020 г., вынесенного должностным лицом Восточно-Сибирского МУГАДН по обстоятельствам единой грузовой перевозки по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, с учетом самостоятельного обжалования постановления № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО2 № 7042/Ц от 26 февраля 2020 года и решение судьи Благовещенского городского суда от 22 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Грузомаркет Опт» – отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
Дело № 7-591/2020