ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-593/2019/21-339/19 от 15.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Камакаев А.А.

дело №7-593/2019 / 21-339/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 15 апреля 2019 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Администрации Бардымского муниципального района пермского края Кариевой Идалии Идиятулловны на решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 25.02.2019, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.12.2018 № 06-03/136-Ю Администрация Бардымского муниципального района Пермского края (далее Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Бардымского районного суда Пермского края от 25.02.2019, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Администрации Бардымского муниципального района Пермского края по доверенности Кариевой И.И., постановление изменено путем снижения размера административного штрафа до 200000 рублей, в остальной части оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене данных решения и постановления, прекращении производства по делу в связи с отсутствием с действиях юридического лица состава административного правонарушения, указывая на то, что Администрация Бардымского муниципального района Пермского края не является субъектом вмененного ей правонарушения, поскольку спорный земельный участок ей не принадлежит, не используется на каком-либо праве. Администрацией в данном случае принимались необходимые меры к организации возложенных на нее властно-распорядительных функций в области охраны окружающей среды. Загрязнение земельного участка нефтепродуктами произошло в результате противоправных действий третьего лица.

В судебном заседании защитник Каримова И.И. жалобу поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Каримова И.И., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по доверенности Союстову А.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу п.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от.., загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.п. 2 п.1 приведенной нормы).

Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из материалов дела следует, что в 2017 году был выявлен факт загрязнения земельного участка на территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером ** по адресу: ул. Ленина, 16, с. Елпачиха Бардымского муниципального района Пермского края, нефтепродуктами. В адрес Администрации Бардымского муниципального района Пермского края Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю 18.10.2017 было направлено письмо о выполнении мероприятий по зачистке земельного участка от нефтепродуктов и рекультивации нарушенных земель. 16.10.2018 из Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Бардымского муниципального района Пермского края в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю поступили сведения об организации проведения мероприятия по зачистке земельного участка от нефтепродуктов, проведении рекультивации. С целью проверки поступившей информации 19.10.2018 Управлением Росприроднадзора по пермскому краю проведен осмотр территории с привлечением специалиста ЦЛАТИ по Пермскому краю. По результатам исследования отобранных проб почвы выявлено, что содержание нефтепродуктов в контрольных пробах превышает их содержание в фоновой пробе в 8 (проба 2), 9 (проба 3), 98 (проба 4) раз, что свидетельствует о загрязнении почвы нефтепродуктами.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, включая фототаблицы и акт обследования от 12.09.2017, подписанный должностными лицами ОАО «***», обращение гражданина Б. о наличии несанкционированной свалки, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором зафиксировано событие административного правонарушения. Наличие отходов на дату обследования стороной защиты не оспаривается.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация Бардымского муниципального района Пермского края не приняла все необходимые, достаточные меры для соблюдения требований Земельного кодекса Российской Федерации о недопущении загрязнения земель и почвы на территории муниципального района, приведения загрязненного участка в надлежащее состояние, осуществления надлежащего контроля за работами, направленными на ликвидацию загрязнения.

Относительно доводов жалобы о том, что Администрацией были приняты все необходимые меры для зачистке земельного участка от нефтепродуктов и его рекультивации, то выявленный Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю в октябре 2018 года факт загрязнения почвы нефтепродуктами с очевидностью свидетельствует об обратном.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Администрации в совершении инкриминируемого правонарушения.

В постановлении должностного лица административного органа и в решении судьи районного суда собранным по делу доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, достоверно установлен факт нарушения Администрацией требований законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

То обстоятельство, что загрязнение земельного участка имело место вследствие действий третьего лица, в данном случае какого-либо значения не имеет, поскольку спорный земельный участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, вследствие чего в соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 4 утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», ст.7 Устава Бардымского муниципального района Пермского края именно на Администрацию Бардымского муниципального района как владельца земельного участка возложена соответствующая обязанность.

Административное наказание назначено Администрации Бардымского муниципального района в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ для юридических лиц, является справедливым и разумным.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 25.02.2019, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 21.12.2018 оставить без изменения, жалобу защитника Кариевой Идалии Идиятулловны - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись