ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-595/2018 от 18.04.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-595/2018 Судья: Меркулова Е.С.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 18 апреля 2018 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мергель», по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Мергель» Хохлова Б.Б. на решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 07 марта 2018 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области ФИО1 № 496-2017 от 28 декабря 2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Мергель" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 07 марта 2018 года ООО «Мергель» постановление должностного лица от 28 декабря 2017 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, защитник ООО «Мергель» Хохлов Б.Б. просит отменить решение судьи городского суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы и указывает на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что заявление о регистрации отвала было подано в пределах срока для исполнения предписания от 29 июня 2015 года. Указывает, что пока лесные земли, на которых расположен карьер, не будут переведены в другую категорию, на которой разрешено размещение отвала, Управление Росприроднадзора не зарегистрирует отвал в Государственном реестре объектов размещения отходов вне зависимости от любых действий, предпринимаемых ООО «Мергель» для его регистрации. Отсутствие таковой регистрации не позволяет юридическому лицу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвердить указанные нормативы. Судом не учтено, что действующим законодательством не установлена обязанность недропользователя за свой счет осуществлять разработку и согласование обоснования по изменению границ защитных лесов. Отмечает, что вины Общества в том, что оно не зарегистрировало отвал в ГРОРО, не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвердило нормативы образования отходов и лимиты их размещения, нет.


2

Законный представитель ООО «Мергель» и защитник ООО «Мергель» Хохлов Б.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представители Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО2, ФИО1 в судебном заседании против доводов жалобы возражали.

Прокурор Прокуратуры Челябинской области Соколова Н.Ф. считала решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе


3

потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Субъекты


4

малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

При рассмотрении дела судьей городского суда было установлено, что Челябинской природоохранной прокуратурой с 14.11.2017 по 13.12.2017 года была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия - не обеспечено соблюдение требований законодательства при обращении с отходами:

ООО «Мергель» в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия - не обеспечило соблюдение требований законодательства при обращении с отходами. Предприятием в период с 01 января 2017 года не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением


5

статей 11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данными учета в области обращения с отходами за три квартала 2017 года установлено, что ООО «Мергель» осуществляет хранение отходов V класса - вскрышные породы в смеси практически неопасные (код ФККО 20019099395) на объекте отвал пустых пород, расположенном на месторождении мергелей «Гора Груздовник». Данный объект не зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов, за что предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом ООО «Мергель» административного правонарушения и его вины подтвержден совокупностью доказательств.

Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, в качестве объекта посягательства закрепляет установленный нормативными правовыми актами порядок взаимодействия с отходами производства и потребления.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Мергель» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не представлено и судьей не установлено.

Доводы, приведенные в жалобе, рассмотрены судьей городского суда в полном объеме и отклонены ввиду их несостоятельности с указанием мотивов. Поскольку данные доводы являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов судьи не усматриваю.

Каких-либо данных, позволяющих сомневаться в обоснованности вывода судьи городского суда о виновности ООО «Мергель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в представленных материалах не содержится.

Таким образом, действия ООО «Мергель» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы материалы административного дела исследованы судьей в полном объеме, соотносятся с иными имеющимися доказательствами по делу и у судьи не имелось оснований для критической оценки данных документов.

Вопреки доводам жалобы представленные доказательства объективно свидетельствуют о том, что ООО «Мергель» не предприняло необходимых мер для предотвращения нарушений природоохранного законодательства, а потому


обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления о назначении ООО «Мергель», административного наказания обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были установлены правильно.

Административное наказание ООО «Мергель» назначено в размере меньшем, чем предусмотрено санкцией, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом требований статей 3.1, 3.8, 4.1-4.3 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что судьей городского суда установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и основания для его отмены отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену решения судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛ:

решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 07 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Мергель» Хохлова Б.Б. - без удовлетворения.

Судья j ^С^^ Жуков