Судья Власова О.В. Дело № 7-59/2019
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2019 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кукушкина А. А. на постановление начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 28 августа 2018 года и решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2018 года,
установил:
Постановлением начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 28 августа 2018 года ведущий инженер филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «Русгидро» - Новосибирская ГЭС Кукушкин А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 12 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Кукушкин А.А. в порядке статьи 30.1 КоАП РФ обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Советского районного суда Новосибирской области от 03 декабря 2018 года постановление начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 28 августа 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Кукушкин А.А. просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица - отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения судьей районного суда неправильно применены нормы материального права, следствием чего явилось необоснованное отклонение довода заявителя об отсутствии состава и события административного правонарушения. Так, в целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, а также в целях обеспечения аварийно-резервного питания козловых кранов, предназначенных для поднятия затворов на Водосливной плотине (далее - ВСП) и обеспечения пропуска заданного расхода воды в нижний бьеф, Филиалом реализуются мероприятия по дооснащению подстанции трансформаторной комплектной BCП аварийным источником питания (далее - ДГУ), в рамках Договора <данные изъяты>. В соответствии с разработанной рабочей документацией ДГУ является переносной электроустановкой с защитным металлическим кожухом, которая располагается на гравийной насыпи, усиленной бетоном (16472-КЖ лист 2). В рамках дела об административном правонарушении, Кукушкину А.А. вменяется «проведение строительных работ по возведению бетонного фундамента» без согласования с ТУ Росрыболовства, при этом Правилами предусмотрено согласование строительства объектов капитального строительства. Однако, он считает, что исходя из норм Градостроительного кодекса РФ (статья 1 ГрК РФ) ни планируемая к установке ДГУ, ни сам фундамент для ее размещения не являются сооружениями, и не относятся к объектам капитального строительства. Следовательно, производимые работы по размещению аварийного источника питания (ДГУ) на правобережной земляной плотине не подлежат согласованию с Территориальным органом Федерального агентства по рыболовству. Таким образом, Филиалом не осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, поскольку выполняемые работы по дооснащению подстанцией ДГУ не относятся к указанным видам работ, в процессе их выполнения не создается и не реконструируется объект капитального строительства. Также указывает, что Филиал не нарушил требования статьи 50 Закона о рыболовстве, поскольку хозяйственная деятельность Филиала по выработке электроэнергии согласована с ТУ Росрыболовства, дооснащение подстанции трансформаторной комплектной ВСП аварийным источником питания (далее - ДГУ) производится в рамках эксплуатации гидроэнергетического объекта, вырабатывающего электроэнергию, с целью обеспечения безопасной работы гидроэлектростанции и не требует дополнительного согласования с ТУ Росрыболовства, в соответствии с изложенными законодательными нормами. Иным видом деятельности (помимо выработки электроэнергии), связанным с использованием водного объекта и прибрежной защитной полосы водного объекта, филиал не занимается, новые технологические процессы не внедряет. Кроме того, указывает, что ни лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни лицо, в отношении деятельности которого проводилась плановая проверка, не учувствовали в составлении Акта осмотра территории от 01.08.2018, также административный орган не направлял, указанный Акт осмотра территории в адрес указанных лиц для ознакомления. Полагае, что отклонение судом доводов о малозначительности правонарушения и не обоснованном применении к Кукушкину А.А. максимального размера санкции, не отвечает принципам справедливости, целесообразности и законности административного наказания.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Кукушкина А.А. и его представителя Котовой Т.П., поддержавших доводы жалобы, объяснения должностного лица, вынесшего постановление, Хохлова Ю.Н., возражавшего против доводов жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 части 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 данного Федерального закона осуществляется только по согласованию с федеральным органом испол-нительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (части 2, 3 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ).
Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству и действует на основании Положения, утвержденного приказом от 16.09.2013 № 682.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 1394 утверждено Положение об осуществлении федерального госу-дарственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, вступившие в действия с 16.05.2013.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда пришел к выводу, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ведущего инженера филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «Русгидро» - Новосибирская ГЭС Кукушкина А.А. вины в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Судья полагает, что данные выводы судьи районного суда обоснованы, мотивированы и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, на основании приказа Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 13.07.2018 №05-39/134 в отношении филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» - Новосибирская ГЭС проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт проведения юридическим лицом строительных работ по возведению фундамента в прибрежной защитной полосе водного объекта - Новосибирского водохранилища (водоема рыбохо-зяйственного назначения Новосибирской области высшей категории) без согласования указанной деятельности с Верхнеобским территориальным управлением Федерального, агентства по рыболовству, чем допущено нарушение статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 №252-ФЗ «О животном мире», статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013№ 384.
Согласно должностной инструкции №Д-488 от 20.06.2017 ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства на территории Новосибирской ГЭС несет ведущий инженер группы электротехнического оборудования производственно-технической службы филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» - Новосибирская ГЭС Кукушкин А.А., допустивший проведение работ без согласования с федеральным органом исполнительной власти.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе актом осмотра от 01.08.2018 с приложенной фототаблицей, актом проверки органом государственного контроля юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении УР № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела, которым и должностным лицом и судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств, как о том указано в жалобе, не установлено.
Проверка проведена в установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядке, каких-либо оснований для признания доказательств, полученных в результате проведенной проверки, в том числе акта осмотра, судья не усматривает, в связи с чем доводы жалобы в данной части нельзя признать обоснованными.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ образует использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Материалами дела установлено и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, что филиалом ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» - Новосибирская ГЭС производятся строительные работы по возведению фундамента в прибрежной защитной полосе водного объекта - Новосибирского водохранилища (водоема рыбохозяйственного назначения Новосибирской области высшей категории) для установки аварийного источника питания - дооснащению подстанции трансформаторной комплексной ВСП. При этом данные действия должностным лицом Кукушкиным А.А. оцениваются как деятельность, не подпадающая под действие статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ, поскольку работы производятся в рамках хозяйственной деятельности всего объекта - Новосибирской ГЭС, разрешение на которое было получено при ее строительстве.
Судья полагает, что данные доводы и оценка фактических обстоятельств дела основаны на неверном толковании лицом, привлекаемым к административной ответственности, норм права. При этом и должностным лицом и судьей районного суда обоснованно сделан вывод с учетом вышеуказанных норм права, что работы, производимые в прибрежной защитной полосе водного объекта – Новосибирского водохранилища с целью дооснащения подстанции трансформаторной комплектной ВСП аварийным источником питания, что требует установки фундамента и иных строительных работ, должны осуществляться с учетом требований статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ, и, соответственно, нарушение данных требований – отсутствие согласования с Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
По изложенным выше основаниям доводы жалобы со ссылкой на данные обстоятельства несостоятельны.
Доводы жалобы о малозначительности вменяемого правонарушения также были предметом исследования судьи районного суда и обоснованно отклонены, каких-либо иных оснований для иной оценки в данной части фактических обстоятельств дела применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ, судья не находит.
Постановление о привлечении Кукушкина А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицо, в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы жалобы в той части, что в отношении Кукушкина А.А. при назначении меры наказания избран максимальный размер административного штрафа.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Как следует из материалов дела данных о том, что ранее Кукушкин А.А. привлекался к административной ответственности, не имеется, отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. При этом в судебном заседании должностное лицо пояснил, что избирая максимальный размер административного штрафа, он исходил из обстоятельств и поведения лица, привлекаемого к административной ответственности. Вместе с тем данные обстоятельства, как полагает судья, не могут влиять на меру избранного наказания.
Судья полагает, что каких-либо правовых оснований с учетом установленных по делу обстоятельств для назначения максимального размера административного штрафа при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, в данной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению с определением административного штрафа в размере 8000 рублей.
В остальной части оснований для изменения либо отмены оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника Новосибирского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 28 августа 2018 года и решение судьи Советского районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2018 года изменить в части назначенного должностному лицу – ведущему инженеру филиала ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – «Русгидро» - Новосибирская ГЭС Кукушкину А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, размера административного штрафа снизив его до 8000 рублей, в остальной части данные постановление и решение оставить без изменения, частично удовлетворив доводы жалобы Кукушкина А.А.
Судья (подпись) В.Б. Быкова
Копия верна: судья облсуда