СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело 7-59/2021
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 2 марта 2021 г.
Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев жалобу защитника АО «Ямалэкосервис» ФИО1 на решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 ноября 2020 г.,
установил:
постановлением врио начальника отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому АО ФИО2 В.№ 03/4-126/2020 от 14.05.2020, оставленным без изменения решением судьи от 25.11. 2020, юридическое лицо - АО «Ямалэкосервис» (далее также - общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса РФ об АП, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе защитник общества ФИО1 поставила вопрос об отмене решения в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что неуказание обществом золы как отхода при учете всех других отходов, было основано на том, что зола от сжигания твердых коммунальных отходов не являлась отходом производства.
Свои доводы ФИО1 поддержала при пересмотре дела.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 10 статьи 8.2 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее также - Порядок).
В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 20 Порядка).
Как усматривается из материалов дела общество осуществляет переработку твердых и биологических отходов в с. Яр-Сале Ямальского района.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужила прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что согласно данным учета в области обращения с отходами юридическим лицом в 3-4 квартале 2019 г. на объекте, расположенном в с. Яр-Сале Ямальского района, произведено обезвреживание 424,02 тонн отходов 5 класса опасности. Для обезвреживания отходов обществом используется установка по утилизацию (сжиганию) отходов «Форсаж-2». При эксплуатации установки происходит образование зольного остатка, который согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы, утвержденному приказом Ростехнадзора от 24.11.2004 года № 273, относится к 4 классу опасности. Зольные остатки в зависимости от состава сожженных отходов составляют 3-5% от загруженной массы соответствующих отходов.
В нарушение требований закона учет зольного остатка обществом обеспечен не был, сведения об образовании в результате его деятельности зольного остатка (золы) в массе указанного отхода в соответствующих данных за 3-4 квартал 2019 г. отсутствуют.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса РФ об АП.
Факт совершенного обществом правонарушения, подтвержден материалами дела, в том числе данными учёта в области обращения с отходами, согласно которым сведения об образовании в результате деятельности юридического лица зольного остатка (золы) за 3-4 квартал 2019 г. отсутствуют.
Данное обстоятельство защитником общества не оспаривается.
Отнесение обществом образующихся в процессе производства отходов к материально-производственным запасам и приданием таким отходам ценности в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, что, по мнению защитника, снимает с общества обязанность, невыполнение которой явилось основанием для привлечения к административной ответственности, при рассмотрении дела подтверждения не нашло.
Представленные обществом документы о его хозяйственной деятельности не указывают на то обстоятельство, что отходы были отнесены им к материально- производственным запасам, поскольку документально не отражались.
Согласно статье 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Согласно ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» от 30.11.2010, он устанавливает основные термины и их определения в области обращения с отходами как с постоянно пополняемыми (условно возобновляемыми) вторичными материальными ресурсами, при использовании которых в виде сырья хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения в процессах хозяйственной деятельности с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду.
Настоящий стандарт распространяется на вторичные материальные ресурсы, образующиеся из отходов производства и потребления в процессах хозяйственной деятельности.
Согласно Примечанию к пункту 3.2.11 названного ГОСТа золошлаковые отходы, прошедшие обезвреживание, обработку, переработку и получившие сертификат соответствия природоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, пригодны для получения вторичной продукции.
Из золошлаковых отходов, пригодных для получения вторичной продукции, изготовляют золошлаковые материалы, могущие получить сертификат соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил и международных договоров для целей дальнейшего использования в хозяйственном обороте.
Документы о легализации отходов общество не предоставило.
В установленных обстоятельствах, отсутствуют основания согласиться с доводами жалобы об отсутствии в действиях общества состава вменённого правонарушения.
Доводы представителя ФИО1 о возможности применения при назначении наказания обществу правила части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об АП - замены штрафа на предупреждение подлежат отклонению, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Совершенное обществом правонарушение расположено в главе 8 Кодекса РФ об АП «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», действие норм которой направлено, в том числе на устранение возникновения угроз причинения вреда окружающей среде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса РФ об АП, судья
решил:
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 ноября 2020 г. в отношении юридического лица - АО «Ямалэкосервис» оставить без изменения, жалобу его представителя ФИО1- без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.