ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-604-2017 от 06.04.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

7-604-2017 (21-379/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 6 апреля 2017 года

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» Плешковой Л.Д. на решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 7 марта 2017 года, постановление административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 31 января 2017 года № 51 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком»,

у с т а н о в и л а:

постановлением административной комиссии Мотовилихинского района города Перми от 31 января 2017 года № 51 Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 7 марта 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника юридического лица - без удовлетворения.

В жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» Плешковой Л.Д. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов как незаконных и необоснованных и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения. В обоснование требований заявитель жалобы указал, что 11 ноября 2016 года в отношении Общества главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми был составлен протокол об административном правонарушении в связи с выявлением 9 ноября 2016 года нарушений пунктов 4.1.12, 5.4, 7.7 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утверждённых решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4, 17 января 2017 года в отношении Общества были составлены 2 протокола об административных правонарушениях в связи с выявлением нарушений требований пунктов 5.4, 7.7, 7.8 указанных Правил. Заявитель ссылается на то, что никто не может нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение дважды. Также полагает, что указанные нарушения не представляют большой общественной опасности и не нанесли значительного ущерба гражданам, обществу, государству, были устранены в день их выявления – 17 января 2017 года в 17:40 часов, поэтому правонарушение является малозначительным.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» ФИО1, защитник Плешкова Л.Д. участия не принимали. Плешкова Л.Д. направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Пермской городской Думы от 29 января 2008 года № 4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми (далее - Правила благоустройства), которые разработаны с целью определения порядка содержания и уборки городских территорий в зимний и летний периоды, установления требований при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия для безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственности за нарушение санитарного содержания и благоустройства городских территорий, состояние объектов наружного освещения, зеленых насаждений, зданий, сооружений и других объектов городской инфраструктуры.

Согласно пункту 5.4 Правил благоустройства уборка территории общего пользования в зимний период включает в себя:

очистку дорожного полотна и тротуаров от снега,

при возникновении скользкости или гололеда - посыпку песком пешеходных зон, ступеней лестниц, обработку дорожного полотна противогололедным материалом,

в весенний период - рыхление снега и организацию отвода талых вод.

В соответствии с пунктом 5.4.2 Правил благоустройства технология и режимы производства уборочных работ, выполняемых на территории города, должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.

Пунктом 7.7 Правил благоустройства (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.05.2015 № 114) установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен содержаться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ним иных правовых актов по вопросам содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 7.8 Правил благоустройства (в редакции решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 № 92) сбор и (или) накопление отходов производится исключительно в местах сбора и (или) накопления отходов.

Как видно из материалов дела, 17 января 2017 года в 17:00 часов при обследовании территории Мотовилихинского района г.Перми главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми И. выявлено, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» по адресу: г.Пермь, ул.**** не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых образований внутридворового проезда многоквартирного дома, не провело обработку противогололедным материалом, не устранило скользкость, допустило образование на проезде указанного дома снежно-ледовой колеи, не обеспечило безопасное и беспрепятственное движение пешеходов и транспорта; не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых свесов и сосулек кровли, балконов и козырьков подъездов.

17 января 2017 года в 17:05 часов при обследовании территории Мотовилихинского района г.Перми этим же специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г.Перми выявлено, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» по адресу: г.Пермь, ул.**** не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых образований внутридворового проезда и пешеходной зоны, не провело обработку противогололедным материалом, не устранило скользкость, допустило образование на придомовой территории снежно-ледовой колеи, не обеспечило безопасное и беспрепятственное движение пешеходов и транспорта; допустило складирование у входной группы твердо-бытовых и строительных отходов, загрязнение придомовой территории.

По результатам проведения указанного обследования главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми ФИО2 20 января 2017 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» составлены два протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Административная комиссия Мотовилихинского района города Перми, привлекая Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», исходила из доказанности вины данного юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении жалобы защитника Общества на постановление о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» к административной ответственности, судья посчитал установленным факт несоблюдения Обществом пунктов 5.4, 7.7, 7.8 Правил благоустройства и пришел к выводу об обоснованном привлечении указанного юридического лица за нарушение данных норм к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Из части 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Требования и порядок обслуживания жилищного фонда установлены Правилами и норами технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), а также минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень № 290).

Зимняя уборка, в том числе периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) предусмотрены пунктами 3.6.14 - 3.6.26 Правил № 170.

Пункт 24 Перечня № 290 содержит перечень работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Согласно пунктам 39, 42 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами. Общество имеет лицензию на управление многоквартирными домами, которая выдана Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края 7 мая 2015 года за № **.

За нарушение лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе в части ненадлежащей уборки придомовой территории многоквартирного дома в зимний период, срок и порядок которой определен актами Правительства Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в сфере содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании договора управления, имеющие лицензию на данный вид деятельности, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Предусмотренная частью 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 06.04.2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» ответственность за нарушение установленных муниципальным образованием правил благоустройства не может распространяться на административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена федеральным законодательством, поскольку привлечение к административной ответственности по закону субъекта Российской Федерации за совершение правонарушения, предусмотренного федеральным законом, противоречит статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Привлечение к ответственности по части 1 статьи 6.7 Закона Пермского края от 06.04.2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» за нарушение правил благоустройства возможно в случаях, когда ответственность за предусмотренные такими правилами действия (бездействие) не установлена федеральным законом.

Согласно части 1статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При указанных обстоятельствах из объема нарушений, вмененных в вину Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» в рамках данного дела об административном правонарушении, подлежат исключению следующее нарушения - по адресу: г.Пермь, ул.**** и по адресу: г.Пермь, ул.**** Общество не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых образований внутридворового проезда, не провело обработку противогололедным материалом, не устранило скользкость, допустило образование снежно-ледовой колеи на проезде указанного дома, не обеспечило безопасное и беспрепятственное движение пешеходов и транспорта; Общество по адресу: г.Пермь, ул.**** не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых образований внутридворового проезда и пешеходной зоны, не провело обработку противогололедным материалом, не устранило скользкость, допустило образование снежно-ледовой колеи на придомовой территории, не обеспечило безопасное и беспрепятственное движение пешеходов и транспорта.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на правильные выводы, содержащиеся в состоявшихся по делу об административном правонарушении актах, о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отмену или изменение указанных актов, в том числе в части назначенного размера административного наказания, не влечет. В вину Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» обоснованно вменены следующие нарушения Правил благоустройства - по адресу: г.Пермь, ул.**** Общество не обеспечило своевременное проведение работ по очистке от снежно-ледовых свесов и сосулек кровли, балконов и козырьков подъездов, по адресу: г.Пермь, ул.**** Общество допустило складирование у входной группы твердо-бытовых и строительных отходов, загрязнение придомовой территории.

Согласно пункту 6.6.3 Правил благоустройства в зимнее время должна быть организована очистка кровель от снега, наледи и сосулек.

Указанными Правилами благоустройства установлено также, что сбор и (или) накопление отходов производится исключительно в местах сбора и (или) накопления отходов (пункт 7.8).

Указанные требования Обществом не соблюдены, что было выявлено 17 января 2017 года уполномоченным должностным лицом. Факт наличия указанных нарушений подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оценка которым с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности дана судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, подтверждающие, что Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований нормативно-правового акта органа местного самоуправления, принятого в целях благоустройства территории, материалы дела не содержат.

Довод заявителя жалобы о том, что нарушения не представляют большой общественной опасности и не нанесли значительного ущерба гражданам, обществу, государству, были устранены в день их выявления, основанием для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, как о том поставлен вопрос в жалобе, не является. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судьёй районного суда не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, судья краевого суда соглашается с выводом судьи районного суда о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

Вопреки доводам жалобы сведений о том, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» дважды привлечено к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия), материалы дела не содержат.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 7 марта 2017 года, постановления административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 31 января 2017 года № 51, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л а:

решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 7 марта 2017 года, постановление административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 31 января 2017 года № 51 оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домком» Плешковой Л.Д. – без удовлетворения.

Судья –