ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-604/2021 от 02.08.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

№7-604/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 02 августа 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу директора ООО УК «Кстовские огни» ФИО1 на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 02 апреля 2021 года и постановление административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области № 31/2021 [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении ООО УК «Кстовские огни»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области № 31/2021 от [дата] ООО УК «Кстовские огни» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области
от [дата] постановление административной комиссии оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В жалобе директор ООО УК «Кстовские огни» ФИО1 просит об отмене постановления административной комиссии и судебного решения как незаконных и необоснованных.

Жалоба подана ООО УК «Кстовские огни» с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО УК «Кстовские огни» ФИО2, которой разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, права понятны, отводов и ходатайств не поступило, поддержавшую доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11, 14 и 15 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно решения городской Думы г. Кстово Кстовского района Нижегородской области от 28.11.2019 N 419 "Об утверждении Правил благоустройства города Кстово Кстовского района Нижегородской области" (далее – Правила) и его соответствующими пунктами, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящим разделом. (п.12.1)

Границы уборочных зон на территории городского поселения "город Кстово" определяются путём закрепления администрацией Кстовского муниципального района прилегающей территории за хозяйствующим субъектом в соответствии с порядком, установленным Законом Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" от 10.09.2010 N 144-З. (п.12.2)

Утверждённые схемы границ прилегающих территорий публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов Кстовского муниципального района, размещаются на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

В границы прилегающей территории не включаются территории, не относящиеся к территориям общего пользования; территории общего пользования, содержание которых является обязанностью их правообладателей в соответствии с федеральным законодательством.

На хозяйствующие субъекты возлагается обязанность по содержанию и уборке территории в соответствующих границах согласно действующему законодательству и настоящим Правилам. (п.12.3)

На территории города Кстово устанавливаются следующие параметры границ прилегающих территорий: 3 метра от границ земельных участков, 15 метров от границ зданий, строений, сооружений. (п.12.4, п. 12.4.11) Зимняя уборка. (п. 12.8.)

Пунктом 12.8.2. Правил установлено, что в период зимней уборки проводится:

ежедневное прометание территорий с твердым покрытием;

ежедневный сбор мусора со всей территории;

очистка пешеходных дорожек от снега при снегопадах не позднее 1 часа после окончания снегопада;

формирование снежных валов;

при возникновении скользкости или образовании гололеда - посыпка пешеходных дорожек противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения. Обработка в случае гололеда (гололедицы) противогололедным материалом дворовых территорий, проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, контейнерных площадок и подъездных путей к ним, дорожек и площадок в парках, скверах и бульварах, остановок пассажирского транспорта должна быть выполнена до 7 часов;

скалывание образовавшейся наледи - территория должна быть очищена от снега и наледи до твердого покрытия;

уборка мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в неделю;

вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение накопившегося объема снега без значительного зауживания проезжей части и тротуаров;

в период таяния снега - рыхление снега и организация отвода талых вод.

Пунктом 12.8.6. Правил установлено все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием необходимо очищать от снега и обледенелого наката и посыпать песком до 7 часов утра.

В зимний период дорожки, садовые диваны, урны и прочие элементы (МАФ), а также пространство перед ними и с боков, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи. (п. 12.8.7.)

Пунктом 12.9.1. Правил установлено уборка автомобильных дорог включает комплекс мероприятий по регулярной очистке проезжей части, тротуаров, парковок (парковочных карманов), остановок общественного транспорта, искусственных дорожных сооружений от грязи, мусора, снега и льда.

Пунктом 12.9.2. Правил установлено к мероприятиям по уборке дорог в зимний период относятся: уборка и вывоз мусора, снега и льда, грязи; обработка проезжей части дорог противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в снежных валах у остановок общественного транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах; зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части; скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.

Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуарах и дворовых территориях должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий (п. 12.9.3).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства внешнего вида территории Кстовского района специалистом сектора административно-технического контроля ФИО3 [дата] по адресу: [адрес] выявлен факт нарушения положений Правил благоустройства города Кстово Кстовского района Нижегородской области, а именно: внутридворовые проезды, парковочные зоны, пешеходные дорожки не очищены от снега и наледи до твердого основания, что нарушает п.п. 12.1, 12.2, 12.3, 12.8.2, 12.8.6, 12.8.7, 12.9.1, 12.9.2, 12.9.3 Правил.

ООО УК «Кстовские огни» является лицом, ответственным за содержание указанных объектов.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО УК «Кстовские огни» подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; актами мониторинга; фотоматериалами, и другими материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановлением административного органа, оставленным без изменения решением городского суда, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

При этом суд вышестоящей инстанции усматривает, что состоявшиеся по делу акты подлежат изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Так, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Законным является постановление и решение, вынесенное не только при правильном применении материальных норм и установленных фактических обстоятельств дела, но и в строгом соблюдении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Исследуя доводы жалобы, суд вышестоящей жалобы отмечает, что полномочия на составление протокола об административном правонарушении подтверждаются распоряжением администрации Кстовского муниципального района №532-р от 12.12.2019 г. «О внесении изменений в распоряжение администрации Кстовского муниципального района от 08.11.2018 № 459-р «О назначении уполномоченных лиц на составление протоколов об административном правонарушении».

Администрация Кстовского муниципального района выполняет исполнительно-распорядительные функции муниципального образования Кстовский муниципальный район Нижегородской области и муниципального образования городское поселение «город Кстово» в силу: Федерального закона 131-Ф3 от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34); Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" (принят решением Земского собрания Кстовского района Нижегородской области от 23,11.20.10 N 136 (ст.ст. 24. 44, 46.1); Устава муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области" (принят решением: городской Думы г. Кстово Кстовского района Нижегородской области от 01.02.2006 N21) (ст.22).

Согласно ст. 11.15 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях административные комиссии в области рассматривают возбуждённые должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований области дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 3 настоящего Кодекса, совершенных на территории соответствующего муниципального образования области.

Ссылка заявителя жалобы на Административный регламент администрации Кстовского муниципального района по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в области благоустройства на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области», утв. Постановлением администрации Кстовского муниципального района №1038 от 15.05.2019 не имеет правового значения, поскольку вышеназванный регламент устанавливает процедуру муниципального контроля, а оспариваемый протокол вынесен в рамках проведения мониторинга (систематического наблюдения), о чем прямо указано в протоколе №24 от 02.02.2021.

Порядок составления должностными лицами протоколов об административных правонарушениях в порядке мониторинга установлен постановлением администрации Кстовского муниципального района от 03.07.2017 N«1509 «Об утверждении Положения о порядке составления должностными лицами администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области протоколов административных правонарушениях».

Довод заявителя жалобы о том, что постановление администрации от 01.07.2019г, № 1471 «О создании административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области и утверждении Регламента работы административной комиссии Кстовского муниципального района» не вступило в законную силу, поскольку не было опубликовано в полном объёме, не может быть принят во внимание, поскольку вышеуказанный нормативный правовой акт не оспорен, и не признан недействующим в установленном порядке.

Постановление администрации от 01.07.2019г. № 1471 «О создании административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области и утверждении Регламента работы административной комиссии Кстовского муниципального района» было опубликовано в муниципальном органе - районной газете «Маяк» №55 от 16.07.2019г.

Полный текст постановления с приложениями размещён на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района.

Согласно п. 8 ст. 58 Устава обнародование муниципального правового акта производится путём размещения его полного текста: на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района в сети Интернет; на информационном стенде в помещении администрации Кстовского муниципального района по адресу: <...>; в центральной библиотеке имени А.С. Пушкина (через централизованную библиотечную систему): <...>. Следовательно, вышеназванный акт принят в соответствии с Уставом Кстовского муниципального района.

В то же время суд вышестоящей инстанции отмечает, то доводы жалобы заявителя относительно квалификации содеянного юридическим лицом заслуживают внимания.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абз.2,3 п. 20 Постановления Пленума "О некоторых вопросах возникающих у судов при применении КоАП РФ" от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, озеленения, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 и 15 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что обществу вменено нарушение норм Правил благоустройства города Кстово.

Поскольку ч. 1 ст. 3.1 КоАП НО и ч. 11 ст. 3.1 КоАП НО имеют единый родовой объект посягательства и санкция ч. 11 ст.3.1 КоАП НО предусматривает менее строгое наказание, применительно к данной ситуации усматриваются основания для квалификации действий Общества по ч. 11 ст. 3.1 КоАП НО и изменению постановления коллегиального органа от 17.02.2021г. и решения судьи городского суда от02.04.2021г. по делу об административном правонарушении.

При назначении административного наказания, суд вышестоящей инстанции руководствуется положениями ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, приходит к выводу о назначении наказания в виде штрафа в пределах санкции статьи в минимальном размере.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ не усматривается.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6 - 30.9 КоАПРФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области № 31/2021 от [дата] и решение Кстовского городского суда Нижегородской области от [дата] в отношении ООО УК «Кстовские огни» изменить, переквалифицировать действия ООО УК «Кстовские огни» с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях на ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

В остальной части указанные постановление и решение – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья Т.П. Михеева