ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-608/18 от 05.12.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Шевелева Е.А. Дело №7-608/2018

РЕШЕНИЕ

05 декабря 2018 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 20 сентября 2018 года,

установил:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области ФИО1 № 19 от 31 июля 2018 года должностное лицо – главный бухгалтер АО «Сибирский Антрацит» ФИО2, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей (л.д.20-30).

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловала его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 20 сентября 2018 года постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области ФИО1 № 19 от 31 июля 2018 года о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера АО «Сибирский Антрацит» ФИО2 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения статей 2.1, 4.5, 24.5 КоАП РФ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», полагает, что вынесенное судом решение содержит существенные нарушения норм материального права. Указывает, что судом неверно исчислен срок давности привлечения к административной ответственности. Так, АО «Сибирский Антрацит» 27 июля 2016 года представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года по счету , срок предоставления которого в соответствии с вышеуказанными нормами права – 01 августа 2016 года и Общество имело возможность исправить сведения и предоставить уточненный отчет в соответствии с требованиями закона. Таким образом, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в данном случае подлежит со 02 августа 2016 года, в связи с чем оспариваемое постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в силу чего оснований для отмены постановления должностного лица и прекращении производства по делу не имелось.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области ФИО1 – ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы жалобы, объяснения защитника ФИО2 Ящука А.В., возражавшего против доводов жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 вышеуказанного закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

На основании пункта 7 статьи 12 Федерального закона 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила) и форма отчета.

Согласно пункту 3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами. В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил юридическое лицо резидент, индивидуальный предприниматель резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала; при этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07 апреля 2016 года АО «Сибирский Антрацит» открыло счет в Credit Suisse AG (Швейцария), о чем во исполнение части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области. 27 июля 2016 года Обществом представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2016 года по счету .

Прекращая производство по делу, судья районного суда руководствовался вышеуказанными положениями закона и пришел к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления истек.

Судья полагает, что выводы судьи районного суда в данной части обоснованными признать нельзя, при этом исходит из нижеследующего.

Согласно общим положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При этом также в вышеуказанной статье определен перечень административных правонарушений, по которым законодателем установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности и постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (днем обнаружения правонарушения). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленном сроку свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовыми актом обязанность не была выполнены к определенном сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределам территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

С учетом вышеуказанных норм права наличие установленного предельного срока исполнения обязанности по представлению в налоговый орган отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (в течение 30 дней по окончании квартала) означает, что правонарушение окончено с учетом положений статьи 4.8 КоАП РФ на следующий день после истечения указанного срока.

Поскольку предоставление соответствующего отчета в рамках данного дела – 2 квартал 2016 года, днем окончания срока предоставления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами является 01 августа 2016 года.

Таким образом, основания для ответственности за действия, вменяемые оспариваемым постановлением должностного лица и квалифицированные им по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в данном случае возникли 02 августа 2016 года, с указанной даты подлежит исчислению срок давности привлечения к административной ответственности.

Оспариваемое постановление должностного лица вынесено 31 июля 2018 года, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом иное толкование порядка исчисления сроков по существу приводит к искусственному сокращению срока для исполнения соответствующей обязанности по отношении к неограниченному кругу лиц.

По изложенным выше основаниям возражения лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе, со ссылкой на положения, определяющие начало течения срока давности с момента совершения правонарушения, в форме действия - с момента представления соответствующего отчета в налоговый орган, обоснованными признать нельзя.

Вместе с тем оспариваемое решение судьи районного суда отменено быть не может по следующим основаниям.

Как указано выше, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении, имели место 02 августа 2016 года, срок давности привлечения её к административной ответственности истек 02 августа 2018 года. Таким образом, на день рассмотрения жалобы в Новосибирском областном суде срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении истек.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об истечении срока давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, в связи с чем прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку судьей районного суда производство по делу об административном правонарушении прекращено, оспариваемое решение судьи районного суда отменено быть не может, поскольку из системного толкования части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, а отмена решения судьи районного суда приведет к возобновлению производства по делу, что недопустимо исходя из вышеизложенного.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 20 сентября 2018 года – оставить без изменения.

Судья (подпись) В.Б. Быкова

Копия верна: судья облсуда