ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-609/2021 от 29.09.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2021 года № 7-609/2021

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу Главного государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО1 на решение судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 23.08.2021, которым постановление Главного государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО1 № 48 от 02.07.2021 о привлечении администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района Вологодской области к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, действия администрации сельского поселения Липовское переквалифицированы на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения,

установила:

постановлением Главного государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО1 № 48 от 02.07.2021 администрация сельского поселения Липовское Кирилловского района Вологодской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация сельского поселения Липовское обратилась в суд с жалобой, в которой просила его изменить, переквалифицировав действия на часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель администрации сельского поселения – глава сельского поселения ФИО2 и защитник Кузнецова И.В. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Представитель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кирилловскому и Вашкинкому районам в суд не явился.

Судьей вынесено приведенное выше решение.

В жалобе Главный государственный инспектор Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО1, ссылаясь на необоснованность принятого судом решения, просит его отменить, постановление от 02 июля 2021 года оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно преамбуле названного закона он также регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями, в области пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи,

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Как следует из материалов дела, постановлением администрации поселения Липовское от 11.05.2021 №40 «Об установлении особого противопожарного режима на территории сельского поселения Липовское» с 11.05.2021 в течение весенне-летнего периода на территории сельского поселения установлен особый противопожарный режим (за исключением земель лесного комплекса).

На основании распоряжения начальника ОНД и ПР по Кирилловскому и Вашкинскому районам от 26.05.2021 №30 проведена плановая выездная проверка администрации поселения Липовское, в ходе которой выявлены нарушения администрацией сельского поселения Липовское пожарной безопасности (27 пунктов), составлен акт проверки от 25.06.2021, выдано предписание и вынесено оспариваемое постановление.

Принимая решение об удовлетворении жалобы на постановление, судья районного суда пришел к выводу о необходимости переквалификации действий администрации сельского поселения на часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

При принятии такого решения судья исходил из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима. Поскольку нарушения требований пожарной безопасности выявлены в ходе плановой проверки, предметом которой являлось исполнение органом местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности, а выявленные нарушения не связаны с условиями противопожарного режима, следовательно, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

Полагая, что постановление администрации поселения Липовское от 11.05.2021, которым установлен особый противопожарный режим, содержит запрет на сжигание травы и мусора, разведение костров в населенных пунктах и вблизи них, а доказательств невыполнения администрацией поселения мероприятий, введенных на период особого противопожарного режима, не представлено, судья пришел к выводу, что действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Между тем, доводы жалобы о наличии оснований для отмены решения заслуживают внимания.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 1 указанного выше Федерального закона №69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Вместе с тем, диспозиции частей 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ не содержат изъятий в отношении требований пожарной безопасности и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Следовательно, административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно постановлению администрации поселения Липовское от 11.05.2021 №40 «Об установлении особого противопожарного режима на территории сельского поселения Липовское» с 11.05.2021 в течение весенне-летнего периода на территории сельского поселения установлен особый противопожарный режим (за исключением земель лесного комплекса).

Установление особого противопожарного режима на определенный период времени органами государственной власти и органами местного самоуправления связано с повышением пожарной опасности.

В настоящем случае на территории Липовского сельского поселения были выявлены нарушения, которые непосредственно связаны с объектами защиты, указанными в постановлении от 11.05.2021, и могут создавать угрозу возникновения пожара, как на самом объекте защиты, так и угрозу его распространения на иные объекты защиты.

Этим обстоятельствам оценка судьей районного суда не дана.

В данном случае судом допущено неправильное толкование нормы права, приведшее к ошибочной квалификации действий юридического лица.

Допущенное нарушение в виде неправильной квалификации действий юридического лица носит существенный характер, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ указанный судебный акт подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы государственного инспектора срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 23.08.2021 отменить, жалобу администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района Вологодской области на постановление Главного государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО1 № 48 от 02.07.2021 о привлечении администрации сельского поселения Липовское Кирилловского района Вологодской области к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья

Вологодского областного суда Коничева А.А.