Дело № 7-610(2)/2020
Судья Гладышева А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 19 октября 2020 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу защитника Слюняева Д.В. в интересах ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-214/2019 от 18 ноября 2019 года и решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-214/2019 от 18 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 сентября 2020 года, ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, содержится просьба об отмене указанных постановления должностного лица № 04-214/2019 от 18 ноября 2019 года и решения судьи районного суда от 11 сентября 2020 года.
Заявитель полагает, что действиях общества отсутствует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
По мнению автора жалобы, требование о паспортизации отходов 4 класса опасности на общество не распространяется, а до момента разработки и утверждения необходимой документации у общества имелся утвержденный паспорт на отход 4 класса опасности, который представлен в материалах дела.
Считает, что на общество не распространяется требование о регистрации в Минсельхозе РФ органического удобрения в качестве пестицида и агрохимиката, установленного Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Общество не производит органическое удобрение на основе отходов животноводства, а использует побочно образуемые отходы от основной деятельности - разведение свиней, в качестве промежуточного продукта исключительно для личных нужд.
В поступивших в Тамбовский областной суд письменных возражениях должностное лицо ФИО1, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит жалобу защитника общества оставить без удовлетворения.
Защитник общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В целях реализации положений Закона об отходах производства и потребления принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 об утверждении Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.
Положениями указанного Постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов. Так, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным Постановлением. При этом в территориальный орган Росприроднадзора хозяйствующие субъекты направляют заверенную ими копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
Новый федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, который вступил в силу с 1 августа 2014 г. (далее - ФККО 2014).
В связи с тем, что ФККО 2014 сохранил преемственность с данными федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа Минприроды России от 30.07.2003 № 663) (ФККО 2003) в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалах отнесения, с классом опасности этого вида отхода, установленного федеральным классификационным каталогом отходов.
Вместе с тем, хозяйствующим субъектом при направлении в территориальный орган Росприроднадзора копии паспорта на отходы I - IV классов опасности, оформленного согласно Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, по его усмотрению к копиям документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, могут быть приложены документы, свидетельствующие о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласованные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее - Ростехнадзором и его территориальными органами).
С 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, процессе деятельности которых образуются отходы I- IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в котором под кодом 11251002294 указан навоз свиней перепревший.
Как усматривается из материалов дела, управлением Росприроднадзора по Тамбовской области в период с 1 по 28 октября 2019 года была проведена плановая проверка с выездом на производственные площадки ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс», осуществляющего деятельность по разведению свиней.
В ходе проверки установлено, что из журнала движения отходов следовало образование отхода навоза свиней перепревшего 4 класса опасности, однако паспорт на данный вид отхода на предприятии отсутствует.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия обществом исчерпывающих мер для соблюдения им требований законодательства должностным лицом при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установлено.
Представленный в суд защитником общества паспорт отхода навоза свиней перепревшего 4 класса опасности от 20.06.2013 г. разработан согласно федерального классификационного каталога отходов от 2002 года (приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов), который с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 утратил силу.
Паспорт отхода навоза свиней перепревшего 4 класса опасности, оформленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 и приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 об утверждении федерального классификационного каталога отходов, в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» правильно квалифицированы по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда относительно установленных обстоятельств и толкованием ими правовых норм, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, несогласие с которыми не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их изменения или отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
постановление ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-214/2019 от 18 ноября 2019 года и решение судьи Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Слюняева Д.В. в интересах ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов