ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-615/17 от 26.12.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Шешуков Д.А. Дело № 7-615/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров А. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 26 декабря 2017 года дело по жалобе заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике на решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 7 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики Евдокимова С.П.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее – УФК по УР) от 18 июля 2017 года исполняющий обязанности министра финансов Удмуртской Республики Евдокимов С. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Евдокимов С.П. обжаловал его в Первомайский районный суд г.Ижевска УР.

Определением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска УР от 31 июля 2017 года жалоба Евдокимова С.П. передана для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г.Ижевска УР.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 7 ноября 2017 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, обратилось с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит решение судьи отменить. Считает, что судом сделан неправильный вывод о том, что Евдокимов С.П. не является субъектом вменяемого правонарушения. Полагает, что субъектом вменяемого административного правонарушения является именно Евдокимов С.П., вина которого полностью доказана материалами дела.

Проверив материалы административного дела, выслушав Евдокимова С.П., его защитника Походину Н.В., представителей административного органа Вахрушева А.В., Кычанову Е.И., изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что при проведении выездной проверки выполнения условий соглашений, заключенных в 2014-2016 годах между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, за 2014-2016 годы (<данные изъяты>), в Министерстве финансов Удмуртской Республики (далее – Минфин Удмуртии) выявлено нарушение в 2016 году условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики для частичного покрытия дефицита бюджета.

10 сентября 2015 года Министерство финансов Российской Федерации (Кредитор) (далее - Минфин России) в лице заместителя Министра финансов Российской Федерации Горнина Л.В., с одной стороны, и Правительство Удмуртской Республики (Заемщик) в лице Главы Удмуртской Республики Соловьева А.В., с другой стороны, заключили соглашение о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита из средств федерального бюджета (далее - Соглашение).

В соответствии с п.1.1 данного Соглашения, сумма бюджетного кредита составила <данные изъяты> рублей.

Согласно имеющемуся платежному поручению от 14 сентября 2015 года №111 кредит предоставлен в полном объеме.

По условиям Соглашения заемщик обязан:

- обеспечить дефицит бюджета субъекта Российской Федерации в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах на уровне 10% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта акта о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации, а также на сумму фактических поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации) (подпункт «и» пункта 3.2 Соглашения);

- обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а именно – к 1 января 2017 года доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составит 91 процент от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составит 70 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год (подпункт «к» пункта 3.2 Соглашения).

Вопреки изложенным условиям Соглашения дефицит бюджета Удмуртской Республики за 2016 год составил 14,00 %, а доля общего объема долговых обязательств Удмуртской Республики от суммы доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017г. составила 95,58%.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики Евдокимова С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ. При этом судья исходил из того, что исполняющий обязанности министра финансов Удмуртской Республики Евдокимова С.П. стороной Соглашения о предоставлении бюджетного кредита не являлся, от имени субъекта Российской Федерации «Удмуртская Республика» при заключении соглашения не выступал, таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, не является.

Согласиться с такими выводами судьи районного суда возможности не имею в силу следующего.

Согласно Положению о Минфине Удмуртской Республики, утвержденному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года №522, Минфин УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности в Удмуртской Республике, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики, регулирования контрактной системы в сфере закупок, по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений в пределах своей компетенции, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики в пределах своей компетенции, управлению имуществом в установленной сфере деятельности.

На основании пункта 10 вышеназванного Положения Министерство возглавляет министр финансов Удмуртской Республики, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Удмуртской Республики по представлению Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Полномочия Министерства определены в п.8 указанного Положения. В частности, Министерство осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- непосредственно составляет проект бюджета Удмуртской Республики;

- представляет в Правительство Удмуртской Республики проекты правовых актов об исполнении бюджета Удмуртской Республики за соответствующий период;

- ведет Государственную долговую книгу Удмуртской Республики, учитывает информацию о муниципальных долговых обязательствах, отраженных в муниципальных долговых книгах, и представляет информацию о долговых обязательствах, отраженных в Государственной долговой книге Удмуртской Республики, муниципальных долговых книгах, в Министерство финансов Российской Федерации;

- организует исполнение бюджета Удмуртской Республики по расходам в условиях открытия лицевого счета бюджета Удмуртской Республики Министерству в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Аналогичные нормы указаны и в Законе Удмурткой Республики от 22.05.2008г. №18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике».

В соответствии с положениями части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В силу ч.1 ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 306.7 БК РФ нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

При этом под финансовыми органами в статье 6 БК РФ понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В соответствии с ч.3 ст.306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм в их взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что заемщиком по рассматриваемому соглашению о предоставлении бюджетного кредита является субъект Российской Федерации «Удмуртская Республика». Ответственность за бюджетное нарушение, в данном случае за нарушение условий предоставления бюджетного кредита, несет финансовый орган субъекта Российской Федерации «Удмуртская Республика» - Министерство финансов Удмуртской Республики, следовательно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ является должностное лицо финансового органа субъекта Российской Федерации «Удмуртская Республика» (заемщика) - министр финансов Удмуртской Республики (в рассматриваемом деле – исполняющий обязанности Министра Евдокимов С.П.).

Как указывалось ранее, по условиям заключенного Соглашения заемщик обязался:

- обеспечить дефицит бюджета субъекта Российской Федерации в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах на уровне 10% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта акта о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации, а также на сумму фактических поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации) (подпункт «и» пункта 3.2 Соглашения).

В силу ст.6 БК РФ под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами.

В соответствии с ч.1 ст.92.1 БК РФ дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом о соответствующем бюджете.

Согласно годовому отчету об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2016 год ф., исполнение бюджета Удмуртской Республики за 2016 год составило по доходам без учета безвозмездных поступлений в сумме <данные изъяты> рублей, по расходам – в сумме <данные изъяты> рублей. Дефицит бюджета Удмуртской Республики за 2016 год составил <данные изъяты> рублей.

Таким образом, дефицит бюджета Удмуртской Республики за 2016 год превышает значение, установленное Соглашением, на 4,00%.

Также в соответствии с п. «к» пункта 3.2 Соглашения заемщик обязался обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, в частности, к 1 января 2017 года доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации должна составить не более 91 процента от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

Согласно Долговой книге Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2017г., Сведениям о государственном долге, предоставленных бюджетных кредитах ф., входящим в состав пояснительной записки к годовому отчету об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2016 год, по состоянию на 01.01.2017г. государственный долг Удмуртской Республики составил <данные изъяты> рублей.

По состоянию на 01.01.2017г. доля общего объема долговых обязательств Удмуртской Республики от суммы доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, составила 95,58%, что превышает соответствующий показатель, установленный Соглашением, на 4,58%.

В информации о выполнении в 2016 году условий, предусмотренных подпунктами «д» - «к» пункта 3.2 Соглашения, за подписью министра финансов Евдокимова С.П., направленной в Минфин России письмом от 23.01.2017г. , отражены показатели выполнения в 2016 году условий, предусмотренных подпунктами «и», «к» пункта 3.2 Соглашения, а именно:

- дефицит бюджета в размере 14,0%;

- доля общего объема долговых обязательств Удмуртской Республики от суммы доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2017г. в размере 95,6%;

При таких обстоятельствах, и.о. министра финансов Удмуртской Республики является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, привлечение должностного лица финансового органа к административной ответственности возможно только при наличии соответствующих оснований, в том числе вины.

Исследование протокола об административном правонарушении и постановления, а так же иных материалов дела, приводит к убеждению о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не описано какие конкретно должностные обязанности и.о. министра финансов Удмуртской Республики не исполнил либо исполнил не надлежащим образом.

Среди иных материалов дела так же отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие о неисполнении или ненадлежащем исполнении и.о. министра финансов Удмуртской Республики своих должностных обязанностей, которые позволили бы сохраненить дефицит бюджета на уровне не более 10%.

При таких обстоятельствах, несмотря на неверную позицию судьи районного суда о том, что и.о. министра финансов Удмуртской Республики не является субъектом данного правонарушения, в целом, вывод об отсутствии в деянии Евдокимова С.П. состава правонарушения является правильным. В данном случае не доказана субъективная сторона правонарушения – виновность.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 ноября 2017 года по делу о привлечении Евдокимова С. П. к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики А.И. Буров