ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-61/2022 от 04.02.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Васильковская О.В. Дело № 7-61/2022

РЕШЕНИЕ

г. Томск 04 февраля 2022 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу Б. на постановление начальника отдела контроля монополистической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – УФАС по ТО) П. от 14.07.2021, решение руководителя УФАС по ТО А. от 09.11.2021 и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 22.12.2021, вынесенные в отношении СНТ «Виктория», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела контроля монополистической деятельности УФАС по ТО П. от 14.07.2021, оставленного без изменения решением руководителя УФАС по ТО А. от 09.11.2021 и решением судьи Советского районного суда г. Томска от 22.12.2021, производство по делу об административном правонарушении № 070/04/9.21-220/2021, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении СНТ «Виктория» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, Б. просит об отмене состоявшихся по делу актов и возобновлении производства по делу.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что СНТ «Виктория» в устном ответе от 18.08.2020 и письменном от 11.09.2020 незаконно отказало в передаче ее заявки о технологическом присоединении в энергоснабжающую организацию, сославшись на существующий недостаток мощности трансформатора СНТ «Виктория», и требовала с нее оплату в размере 20000 рублей. По мнению заявителя, указанные действия СНТ «Виктория» свидетельствуют о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней.

Законный представитель СНТ «Виктория» ФИО1 возражала против доводов жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Б., должностные лица УФАС по ТО П. и А. в суд не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судья определил рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица УФАС по ТО от 14.07.2021, вынесенным по итогам рассмотрения заявления Б., прекращено производство в отношении СНТ «Виктория» дела об административных правонарушениях на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При этом должностное лицо УФАС по ТО исходило из отсутствия в материалах по заявлению Б. данных, указывающих на наличие в действиях СНТ «Виктория» нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно ч. 2 ст. 29.4, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, отраслевыми нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, вышестоящее должностное лицо УФАС по ТО и судья первой инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления административного органа. Судья районного суда согласился с выводами административного органа об отсутствии в действиях (бездействии) СНТ «Виктория» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Данные вывод должностных лиц УФАС по ТО и судьи районного суда является законным и обоснованным.

Так, Б. обратилась в УФАС по ТО с заявлением о нарушении СНТ «Виктория» порядка заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Из заявления следует, что Б. является собственником земельного участка по адресу /__/. В целях подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям Б. обратилась в СНТ «Виктория» с соответствующим заявлением. Б. членом СНТ «Виктория» не является. Однако СНТ «Виктория» в нарушение п. 8(5) Правил № 861 не направило заявку на присоединение к электрическим сетям в сетевую организацию (ПАО «ТРК»).

Порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Согласно п.8 (5) Правил № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Учитывая, что участок 303а, принадлежащий Б., находится на территории СНТ «Виктория», в связи с чем заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств должна заполняться гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.

Таким образом, обязанность за подготовку заявки на технологическое присоединение возложена на граждан, желающих осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств, а СНТ должно только передать данные документы в сетевую организацию.

Требования к заявке на технологическое присоединение указаны в п. 14 и п. 10 Правил № 861.

Заявление, переданноу Б. 18.08.2020 председателю СНТ «Виктория» ФИО1 не соответствовала форме заявки на технологическое присоединение, утвержденной Правилами № 861 (приложение № 6).

Кроме того, в данной заявке отсутствует следующая обязательная информация:

- паспортные данные заявителя (пп. «а» п. 14 Правил № 861);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (пп. «б» п. 9 Правил № 861);

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям) (пп. «и» п. 9 Правил № 861);

- наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. «л» п. 9 Правил № 861).

Также к указанной заявке не приложен план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (п. 10 Правил № 861).

Таким образом, обжалуемыми актами верно установлено, что заявка, поданная Б. на технологическое присоединение не соответствует требованиям, установленными Правилами № 861, а следовательно у СНТ «Виктория» отсутствовала обязанность передать данную заявку в сетевую компанию, что исключает вину СНТ «Виктория», и вменяемый состав административного правонарушения.

Иные доводы, изложенные в жалобе фактически направлены на переоценку выводов, сделанных при рассмотрении дела об административном правонарушении в УФАС по ТО, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела должностными лицами УФАС по ТО и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого акта либо опровергали бы выводы должностных лиц УФАС по ТО, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

В жалобе Б. заявила и в судебном заседании поддержала ходатайство о допросе в качестве свидетеля Р. по обстоятельствам препятствия СНТ «Виктория» подключения электричества к ее земельному участку и требования платы за это со стороны председателя СНТ «Виктория» в устной форме при подаче соответствующего заявления 18.08.2021. Судом данное ходатайство оставлено без удовлетворения, так как поводом для обращения Б. в УФАС по ТО стал письменный ответ СНТ «Виктория» Б. от 11.09.2021, в котором была выражена позиция правления товарищества относительно заявления Б. технологическом присоединения к электрическим сетям, а не ее устное общение с председателем товарищества.

На основании изложенного, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов, не имеется.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену судебного решения, допущено не было.

Вместе с тем, мнение законного представителя СНТ «Виктория» об истечении 18.08.2021 срока давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу является необоснованным.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, является длящимся. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с момента его выявления лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Учитывая, что с заявлением в УФАС по ТО Б. обратилась 15.02.2021, то этот срок не может исчисляться ранее этой даты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела контроля монополистической деятельности УФАС по ТО П. от 14.07.2021, решение руководителя УФАС по ТО А. от 09.11.2021 и решение судьи Советского районного суда г. Томска от 22.12.2021, вынесенные в отношении СНТ «Виктория», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Б. – без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев