Судья: Галлямов А.В. Дело №7-620/2018
р е ш е н и е
25 мая 2018 года г.Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Маликов Р.А., при секретаре судебного заседания Замараевой Р.О. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года, вынесенное по административному делу в отношении заявителя по ч.8 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Габдулъвалеева А.С., судья
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на двадцать суток.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан заявитель ФИО2 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В силу положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Жалоба подлежит отклонению.
Согласно ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.8 ст.20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела усматривается, что 05 мая 2018 года, примерно в 14 часов 30 минут, ФИО2, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», организовал и провел не согласованное с ИКМО г.Казани Республики Татарстан публичное мероприятие в форме шествия в виде так называемой «прогулки», в рамках Всероссийской акции «Он нам не царь», по маршруту от «Часов», расположенных у <адрес>, до здания Академии наук Республики Татарстан, расположенного в <адрес>, затем Спасская башня – башня Сююмбике – здание ИКМО г.Казани – памятник В.И.Ленину напротив главного здания КФУ – «Часы» по <адрес>.
При этом, в рамках организации вышеотмеченного публичного мероприятия, 27 апреля 2018 года, примерно в 00 часов 47 минут, ФИО2 со своей страницы в социальной сети «ВКонтакте» с именем «ФИО1», с электронным адресом: <адрес> размещал информацию в виде комментариев с призывами принять участие 05.05.2018 г. в 14 час. 00 мин. в несанкционированном мероприятии на <адрес> под темой «Привет, друзья. Исполком согласовал нам митинг 5 мая» в группе с названием «Он нам не царь / Казань».
Как следует из представленных материалов, фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения, а также виновность ФИО2 в совершении данного правонарушения, полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении №9800892 от 11 мая 2018 года, составленным в отношении ФИО2 по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения (л.д.2-3); рапортами сотрудников полиции ФИО3, ФИО4 и ФИО5 об обстоятельствах совершенного правонарушения (л.д.6-8, 9); протоколом об административном задержании №1176 от 18 мая 2018 года (л.д.69); протоколом о доставлении от 18 мая 2018 года (л.д.71); актом осмотра предметов (документов) от 04 мая 2018 года (л.д.10-11); приобщенными к делу скриншотами из сети Интернет (л.д.12-19); приобщенными к делу видеозаписями и фотоматериалом, из которых отчетливо усматривается факт правонарушения (л.д.55, 56, 57, 28-41); письмом руководителя ИКМО г.Казани №4884/ИК от 07 мая 2018 года, из содержания которого следует, что в ИКМО г.Казани уведомлений о проведении 05 мая 2018 года какого-либо публичного мероприятия на ул.Баумана не поступало (л.д.21); письменным предупреждением Управления МВД России по г.Казани о незаконности организации и проведения публичного мероприятия, копия которого была вручена ФИО6 (л.д.22); письменным предостережением о недопустимости нарушения закона от 04 мая 2018 года (л.д.23-25); постановлением прокурора Республики Татарстан от 17 мая 2018 года о даче согласия на привлечение к административной ответственности (л.д.64); копиями постановлений по делам об административных правонарушениях, из которых видно, что ранее в течение года ФИО6 привлекался к административной ответственности по ч.5 ст.20.2, ч.8 ст.20.2 КоАП РФ (л.д.42-46, 47-50, 51-54), и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, все собранные по делу доказательства приняты во внимание и оценены надлежащим образом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, определены верно, оснований для переоценки установленных обстоятельств и выводов судьи нижестоящей инстанции не имеется.
Доводы жалобы заявителя о его невиновности и незаконном привлечении к административной ответственности по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ в связи с тем, что в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, так как он требований действующего законодательства не нарушал, материалами дела его вина в совершении данного правонарушения не доказана, при рассмотрении дела и назначении административного наказания судьей нижестоящей инстанции не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств.
Как следует из содержания ст.31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст.10, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок и условия проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со ст.2 вышеуказанного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Как следует из содержания п.5 ст.2 вышеназванного Федерального закона, под публичным мероприятием в форме шествия подразумевается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Исходя из содержания и смысла ст.3 вышеуказанного Федерального закона, одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
В силу требований ч.1 ст.7 вышеотмеченного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В соответствии с положениями п.5 ст.5 вышеотмеченного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ч.1 ст.10 вышеупомянутого Федерального закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Таким образом, системный анализ вышеотмеченных правовых норм и обстоятельств данного дела позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае организатором публичного мероприятия ФИО6 не были соблюдены процедурные требования, связанные с самой организацией и проведением вышеотмеченного публичного мероприятия, что в итоге исключает и легетивность самого публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что ФИО6, заведомо зная о незаконности проведения 05 мая 2018 года публичного мероприятия на <адрес>, 27 апреля 2018 года посредством социальной сети «ВКонтакте» проводил предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия, призывал граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Все обстоятельства данного дела в совокупности, то есть организованность, движение по определенному маршруту, наличие таких признаков как предварительная агитация, определенные политические цели, определенная форма одежды, атрибутика и символика свидетельствуют о том, что ФИО6 было организовано и проведено именно публичное мероприятие в форме шествия.
Таким образом, всей совокупностью материалов дела полностью подтверждается факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, и его виновность в этом. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО2 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В ходе производства по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.
Доводы заявителя и его защитника не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку отмеченные обстоятельства не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении настоящей жалобы, они не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного акта и нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Иных доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, заявителем и защитником не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному и правильному выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
ФИО2 привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, ему назначено административное наказание, предусмотренное санкцией ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, при этом учтены требования, установленные ст.ст.3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ.
Постановление судьи вынесено с соблюдением требований действующего законодательства, оно является мотивированным, по своей структуре и содержанию соответствует требованиям КоАП РФ, в ходе производства по делу существенных нарушений требований закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения административного постановления судьи не имеется, оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Судья: