Судья Мельникова Я.С. 7-620/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 22 июня 2022 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1,
установил:
Постановлением № 21-1/ВП/1-42/4 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26.03.2021 генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (далее – постановление от 26.03.2021).
В этот же день в адрес генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 внесено представление № 21-1/ВП/1-42/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее – представление от 26.03.2021).
Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 постановление от 26.03.2021 оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 22.06.2021).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 считает решение судьи от 22.06.2021 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства.
Указывает, что ООО «Кавмининтер» осуществляет деятельность на основании лицензии СТВ № 00428-МЭ и дополнений к ней. Пунктом 3.2.3 Раздела 3 Дополнения № 2 к лицензии, зарегистрированного 13.12.2012 Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, установлена обязанность владельца лицензии не позднее 1 года с даты государственной регистрации настоящего дополнения к лицензии разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения.
В соответствии с указанным пунктом лицензии, общество осуществляет деятельность на основании Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважины № 72) минеральных вод, согласованной, в соответствии с п. 4 и п. 5 Положения, Федеральным агентством по недропользованию (Протокол № 29 от 21.03.2014 заседания Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
Учитывая, что Технологической схемой, являющейся техническим проектом, устанавливающим порядок добычи, и разработанным с учётом особенностей конкретного месторождения (Змейкинского месторождения минеральный вод), его инженерно-геологических и иных процессов, установлены охранные мероприятия, не предусматривающие необходимости устройства защитных инженерных сооружений, непроницаемых экранов и т.п., вывод суда о неосуществлении ООО «Кавмининтер» мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, и противоречит Технологической схеме - основному документу, на основании которого недропользователь осуществляет деятельность по добыче минеральной воды.
При этом, материалами дела подтверждается, что обществом согласованы правомочными государственными органами и утверждены Проект округа горносанитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод, раздел 11 которого включает охранные мероприятия по территории ЗГСО, программа Производственного экологического контроля, предусматривающая мероприятия по охране окружающей природной среды, Программа ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края, Планы водоохранных мероприятий (2015 года), непосредственно генеральным директором утверждены План мероприятий по восстановлению земель при авариях, План профилактических мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ поверхности в зону эксплуатируемых подземных вод на территории зон ГСО скважины № 72 Змейкинского месторождения, План мероприятий по соблюдению режимов II и III зон горно-санитарной охраны, план мероприятий по охране атмосферного воздуха, План мероприятий по охране водных объектов на территории ГСО и т.п.
Также в материалы дела представлены Планы развития горных работ по Змейкинскому месторождению минеральных вод на 2019, 2020 года, которые, в силу п. 2, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 20 Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых» (действовавшего до 01.01.2021), п. 2, п. 5, п. 6, п. 8, п. 20 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1466 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых» (действующего с 01.01.2021), ежегодно разрабатываются ООО «Кавмининтер» и согласовываются с Кавказским управлением Ростехнадзора.
Составной частью указанных Планов развития горных работ по Змейкинскому месторождению минеральных вод, являются ежегодно разрабатываемые Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций по Змейкинскому месторождению. Планы работ по освидетельствованию, ремонту и реконструкции скважины, технологических сооружений и бальнеосистем.
С целью обеспечения водоохранных мероприятий, выполнена планировка территории первого пояса охранной зоны, дорожки оборудованы твёрдым покрытием, произведено озеленение, ограждение территории, обеспечена её круглосуточная охрана, в соответствии с утвержденной технологической схемой, программой мониторинга и планами охранных мероприятий, осуществляется наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом путём анализов проб воды и измерений уровней подземных вод (что подтверждается представленными в дело журналом учета добычи, журналом гидрогеологических режимных наблюдений, актами замеров избыточного давления на устье скважины), один раз в месяц производится осмотр минералопроводов, по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца - осмотр территории второй и третьей зон ГСО, что подтверждается соответствующими актами.
Таким образом, утверждает, что должностное лицо ФИО1 осуществляет все предусмотренные и зависящие от него действия, обеспечивая охрану подземных вод как посредством профилактических, так и специальных мероприятий.
Кроме того, указывает, что Змейкинское месторождение со скважиной № 72 имеет высокую степень естественной защищённости, обеспеченную глубиной залегания продуктивного водоносного горизонта (1302 м), большой удаленностью от участка водозабора областей питания горизонта, огромным избыточным напором на устье скважины, что полностью исключает возможность поступления к подземному водозабору каких-либо загрязнений (пункт 5.1 Технологической схемы, разделы 6.4. «Система эксплуатационного водозабора скважины № 72 и организация мониторинга» и 7 «Оценка естественной защищённости подземных вод Змейкинского месторождения» Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод (проект обоснования границ поясов зон санитарной охраны (ЗСО) скважины № 72 Змейкинского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае. Ввиду изложенного выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что не проведение профилактических мероприятий по предотвращению поступлений загрязняющих веществ с поверхности земли и т.п., «не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утрату лечебных свойств». Полагает, что никакие аварийные ситуации на поверхности не смогут быть причиной загрязнения водоносного горизонта, расположенного на глубине 1302 метра от поверхности учли.
Также указывает, что в материалы дела не представлено доказательств того, что скопление воды в месте прохождения минералопровода, посредством которого осуществляется поставка минеральной воды санаторию, является следствие повреждения минералопровода, а не поднятия грунтовых вод/разлива протекающего рядом ручья/таяния снега и т.п.
По мнению заявителя, установление судом виновности общества в совершении правонарушения в виде поставки воды по повреждённому минералопроводу, течи на рельеф местности, что не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и траты лечебных свойств, исключительно на оценке журнала добычи, в соответствии с которым в день осмотра - 16.12.2020 ООО «Кавмининтер» осуществляло поставку воды санаторию, свидетельствует о предположительности выводов суда. Отбор проб в месте скопления воды не отбирался, идентичность состава с минеральной водой, добываемой из скважины № 72 не установлена, соответственно, доказательств течи добытой обществом минеральной воды на рельеф местности из минералопровода, в материалы дела не представлено.
Как следует из представленного в материалы дела письма ООО «Санаторий Минеральные Воды-2» исх. № 13 от 22.01.2021, в зоне эксплуатационной ответственности санатория недалеко от санитарно-охранной зоны скважины № 72 утечки минеральной воды не установлено, обнаружено, что через кожух происходит слив грунтовых вод через технологическое отверстие (для подогрева минералопровода в случае замерзания в зимнее время года), в связи с этим, ремонтные работы не требуются.
В соответствии с п. 14.2. технологической схемы (стр. 132), п. 5.2 программы мониторинга (стр. 59), с целью обеспечения охраны окружающей среды, в том числе и при транспортировке минеральной воды, в рамках мероприятий по мониторингу, общество обязано проводить осмотр минералопровода один раз в месяц.
В материалы дела представлены ежемесячные акты осмотра минералопроводов, в частности, акт от 11.12.2021 (за 5 дней до проверки), что подтверждает выполнение должностным лицом обязанности по ежемесячному мониторингу за состоянием минералопроводов.
В указанных обстоятельствах, исходя из того, что все необходимые действия, совершение которых в целях охраны окружающей среды, является обязанностью недропользователя, установлены в согласованных с распорядителем недр (Федеральным агентством по недропользованию) документах - Технологической схеме, Программе ведения мониторинга, выполнение указанных действий в соответствии с установленной вышеуказанными документами периодичностью, подтверждает осуществление должностным лицом общества всего от него зависящего и требующегося при ведении деятельности по добыче минеральной воды из скважины № 72 Змейкинского месторождения.
Также выражает несогласие с выводом суда об отсутствии в договоре поставки от 04.12.2020 № 38/2020, заключённом с ООО «Санаторий Минеральные Воды-2» ответственности сторон при аварийных ситуациях, в том числе при обнаружении течи из минералопровода, полагая указанный вывод не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и условиям договора.
Так, в соответствии с п. 3.2. договора, заключенного между ООО «Кавмининтер» и ООО «Санаторий Минеральные Воды-2», поставка воды осуществляется по минералопроводу, принадлежащему санаторию. Согласно приложению № 2 к договору поставки, местом разграничения эксплуатационной ответственности сторон является граница первой охранной зоны. Таким образом, в пределах первой охранной зоны ответственность за состояние минералопровода несёт ООО «Кавмининтер», за её границами, в соответствии со ст. 209 ГК РФ, ответственность, в том числе и при аварийных ситуациях, несёт владелец минералопровода.
Помимо этого, указывает, что в радиусе 1 км от скважины № 72 отсутствуют старые, бездействующие, дефектные, представляющие опасность и вообще любые иные скважины, кроме ликвидированой № 72-П (что подтверждается представленным в материалы дела актом обследования территории от 23.04.2021).
Утверждает, что в указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия скважин, должностное лицо не может их выявлять, сообщать о выявлении несуществующих скважин и несуществующей аварийной ситуации каким-либо органам.
Недалеко от границы первого пояса зоны санитарной охраны скважины № 72 расположен оголовок скважины 72-п. Указанная скважина бурилась как поисковая, выполнив своё целевое назначение, до 1981 года была ликвидирована, что подтверждается представленным в материалы дела геологическим отчётом о предварительной разведке углекислых минеральных вод меловых и юрских отложений в районе горы Змейка.
Кроме этого, указывает, что технологической схемой предусмотрено сооружение за пределами огороженной территории, являющейся первой охранной зоной скважины, 2 накопительных емкостей по 7 м3 для сбора технологических потерь. Таким образом, расположение этих ёмкостей за забором первой охранной зоны предусмотрено проектным документом, в соответствии с рым осуществляется разработка месторождения.
Актом проверки № 21-1\ВП\1 от 29.01.2021 и оспариваемым постановлением установлено наличие примыкающего к урезу воды водоёма (пруда) колодца с бетонной крышкой и проведение полимерной трубы (шланга) к водоёму.
При этом, доказательств того, что указанный колодец (расположенный в границах третьей зоны ГСО Змейкинского месторождения) для каких-либо противоправных целей используется ООО «Кавмининтер» или его должностным лицом, в материалы дела не представлено.
Актом проверки, заключением экспертов, привлечённых к участию в проверке, актами отбора проб воды из пруда и скважины № 72, результатом химического анализа указанных проб, выполненных испытательной лабораторией филиала РГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю, подтверждается, что состав воды из пруда и состав воды из скважины не соответствует друг другу. Идентичность установлена только по одному показателю - хрому.
Таким образом, считает, что в нарушение положений статьи 24.5 КоАП РФ, при постановке судебного акта, суд посчитал обоснованным и законным привлечение должностного лица общества ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, состав и событие которого отсутствуют.
Просит отменить решение судьи от 22.06.2021, вынесенное по жалобе на постановление и представление должностного лица от 26.03.2021, вынести по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав ФИО1, его защитника – адвоката Калюгину Н.С., поддержавших и просивших удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьёй 8.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, которая влечет наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц - от 10000 рублей до 30000 рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.
Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, характеризуется умыслом или неосторожностью.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Согласно материалам дела, в период с 18.01.2021 по 29.01.2021 Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кавмининтер» (далее – общество), оформленная актом проверки № 21-1/ВП/1 от 29.01.2021, в ходе которой установлено нижеследующее.
Общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины № 72 на Змейкинском месторождении на основании лицензии СТВ 00428 МЭ.
Основным потребителем минеральных вод Змейкинского месторождения является завод розлива ЗАО «Кавминводы», который потребляет до 90-95 % всей добываемой минеральной воды. Для подачи минеральной воды до завода- розлива ООО «Кавмининтер» имеет собственный минералопровод длиной 3,5 км. Вторым водопотребителем является санаторий «Минеральные Воды», которому минеральная вода поставляется по второму трубопроводу, принадлежащему санаторию. Минеральные воды, выведенные скважиной № 72 из песчаников аптско-нижнеальбского водоносного горизонта, относятся к высокотермальным (температура на устье 68-70°С) маломинерализованным (4-5 г/дм3) гидрокарбонатно-сульфатным кальциево-натриевым, содержащим биологически активные компоненты в кондиционных количествах: углекислоту растворенную 0,3-0,4 г/дм3 и общую 2,6-2,8 г/дм3, а также кремневую кислоту 48-53 г/дм3. Водоносный горизонт высоконапорный - статический уровень + 418 м над поверхностью земли, что обеспечивает в настоящем круглосуточный режим самоизлива. Вода подаётся потребителям самотеком по минералопроводам.
Исходя из заключения экспертной комиссии (приложение № 1 к протоколу ГКЗ Роснедра от 22.08.2012 № 2830) добычу подземных вод предписано вести в соответствии с проектом разработки Змейкинского месторождения, включающим проведение мониторинга подземных вод. Одновременно отмечено, что недропользователю в дальнейшем необходимо в установленном порядке обратиться в орган управления фондом недр с мотивированной просьбой об оформлении новой лицензии или соответствующего дополнения к условиям лицензионного соглашения к действующей лицензии с учётом рекомендаций настоящего заключения.
13.12.2012 в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю зарегистрировано дополнение к лицензии СТВ 00428 МЭ с новыми Условиями пользования недрами, в котором абзац 7 «Срок окончания действия лицензии 01.01.2013» изложен в следующей редакции: «Срок окончания действия лицензии 01.07.2027»,
Согласно п. 4.1.2 Раздела 4 Дополнения № 2 к лицензии СТВ 00428 владелец лицензии обязан: в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, извещать соответствующие уполномоченные органы Ставропольского края обо всех аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно п. 4.1.9 Раздела 4 Дополнения № 2 к лицензии СТВ 00428 владелец лицензии обязан: обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
16.12.2020 в ходе административного расследования межрегиональным управлением произведён осмотр земельного участка с кадастровым номером 26:23:140209:1 и прилегающей к нему территории входящих в лицензионный участок по лицензии СТВ 00428 МЭ ООО «Кавмининтер» по результатам которого составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий № 20-13194/01- 18а/АР/190/5 от 16.12.2020.
По результатам осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в первой зоне строгой санитарной (горно-санитарной) охраны Змейкинского месторождения минеральных вод огорожен бетонным забором и охраняется сотрудниками ООО «Кавмининтер», на его территории расположены три объекта недвижимости: проходная (кадастровый номер ), здание санитарного контроля (кадастровый номер ) принадлежащие на праве собственности ООО «Кавмининтер», надкаптажное сооружение со скважиной № 72 с кадастровым номером принадлежащее Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером используется по назначению: под санитарно-охранной зоной скважины № 72.
По части земельного участка с кадастровым номером , а именно от надкаптажного сооружения до его ограды проходит два минералопровода: № 1 на завод розлива и № 2 в санаторий. Первый минералопровод от скважины №72 Змейкинского месторождения до завода розлива минеральной воды имеет кадастровый номер и принадлежит на праве собственности ООО «Кавмининтер» (свидетельство о регистрации права собственности № 26-26-21/033/2013-484 от 18.12.2013).
Второй минералопровод от скважины №72 Змейского месторождения до санатория имеет кадастровый номер и принадлежит ФИО4 (свидетельство о регистрации права собственности 26 АК 064587).
Установлено, что режим скважины непрерывно-круглосуточный, минеральная вода из скважины по двум трубопроводам, за счет избыточного напора подается в резервуары санатория «Минеральные Воды» и на завод розлива АО «Кавминводы». При этом в ходе осмотра, проведённого 16.12.2020 в рамках административного расследования, было установлено, что в одном из трубопроводов, используемых для подачи минеральной воды имеется течь на рельеф местности, что не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утраты лечебных свойств. В соответствии с предоставленными журналами ООО «Кавмининтер» в данные сутки (16.12.2020) подавало минеральную воду и на санаторий и на завод. Со слов генерального директора ООО «Кавмининтер» данная течь происходила из минералопровода, принадлежащего ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2».
Минеральная вода ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2» подаётся ООО «Кавмининтер» на основании договора поставки от 04.12.2020 № 38/2020. Ответственность сторон при аварийных ситуациях, в том числе при обнаружении течи из менералопровода не оговорена в договоре.
Вместе с тем ООО «Кавмининтер» не представило сведения о проведении технического осмотра линии минералопровода, а также не сообщило об указанной аварийной обстановки в уполномоченные органы. При этом ООО «Кавмининтер» как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добычи и поставки недр продолжило подавать минеральному воду по поврежденному минералопроводу, что подтверждается журналом за декабрь 2020 г.
Кроме того, в нарушение требований установленных ч. 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод ООО «Кавмининтер» не выявляются старые, бездействующие, дефектные скважины, представляющие опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, при том, что одна из таких предполагаемых скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № 72 и пруда (водоёма) неизвестного происхождения.
В рамках осмотра (протокол от 16.12.2020) и отбора проб (протокол от 20.01.2021) установлено наличие пруда (водоёма) прилегающего к 1-й зоне санитарной охраны скважины № 72. За территорией первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения расположены, вдоль забора расположена накопительная ёмкость для сбора потерь минеральной воды. Возле данной ёмкости расположена ещё одна ёмкость (колодец) с бетонной крышкой, которая примыкает к урезу воды пруда (водоема). Возле ёмкости (колодца) с бетонной крышкой, проведена полимерная труба к водоему по направлению от первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения.
Данный пруд в государственном водном реестре не числится. Действующих договоров водопользования и решений о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование ООО «Кавмининтер» не имеет.
В рамках внеплановой выездной проверки 20.01.2021 испытательной лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю осуществлён отбор проб природной воды из скважины №72 и из пруда (водоема) неизвестного происхождения для определения количественного химического анализа.
По результатам проведённых исследований установлено, что состав отобранных проб воды из пруда (координаты: N 44°09"51.2" Е 43°03 "55.4") и из скважины № 72 не соответствуют друг другу, в скважине № 72 концентрации ряда веществ выше по следующим показателям: взвешенные вещества, железо, цинк, ион аммония, хлорид-ион, сульфат-ион, БПК 5. При этом согласно протоколу испытаний (измерений) проб вода № 68-в от 28.01.2021 концентрация загрязняющего вещества - хром, идентична. Данный факт подтверждается результатами анализов, проведёнными филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю и экспертным заключением № 3 от 29.01.2021 М.С. и А.В. в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора (представленного в межрегиональное управление 05.02.2021).
В соответствии с п. б ч. 5 главы II Постановления Правительства РФ от 11.02.201 б № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» к профилактическим мероприятиям относятся: предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов- накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно- геологических и иных процессов.
В нарушение ч. 13.4 Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения; п. 2, 6, 7 части «Пользователь обязан обеспечить» ст. 22, п. 7, 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. б ч. 5 главы II «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», часть 4 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации ООО «Кавмининтер» не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
Место совершения правонарушения: 357203 <...>, в пределах Змейкинского месторождения, скважина № 72 в 375 км к востоку от поселка Привольный, Минераловодский район, Ставропольский край (объект 07-0126-002547-П).
Дата и время совершения (обнаружения) административного правонарушения: 29.01.2021, 15 часов 00 минут.
В связи с выявленными нарушениями пп. 4.1.2, 4.1.9 Раздела 4 Дополнения № 2 к лицензии СТВ 0042В МЭ, п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 7 и 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пп. «а» п. 2, п. «б» ч. 5 и п. 19 Правил охраны подземных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 ООО «Кавмининтер», ч. 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод ООО «Кавмининтер» 17.02.2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО5 в отношении генерального директора ООО "Кавмининтер" ФИО1 протокола об административном правонарушении N 21-1/ВП/1-42/1 по ст. 8.9 КоАП РФ, а госинспектором Росприроднадзора ФИО2 в отношении генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 вынесено постановление № 22-1/ВП/1-42/4, которым указанное должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (т. 4 л.д. 19-28) и внесения в его адрес представления № 21-1/ВП/1-42/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 4 л.д. 17-18).
Согласно представлению от 26.03.2021 причинами и условиями, способствовавшими совершению ООО «Кавмининтер» административного правонарушения является игнорирование генеральным директором ООО «Кавмининтер» ФИО1 требований пп. 4.1.2, 4.1.9 Раздела 4 Дополнения № 2 к лицензии СТВ 0042В МЭ, п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 7 и 8 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пп. «а» п. 2, п. «б» ч. 5 и п. 19 Правил охраны подземных водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94. В связи с этим на данное должностное лицо возложены обязанности принять меры по устранению причин и условий нарушения, а именно:
принять меры по недопущению нарушения требования законодательства в области охраны окружающей среды;
организовать контроль за исполнением требований законодательства;
разработать и утвердить план устранения недостатков, а также представить в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора;
информацию о принятых мерах представить в Северо-Кавказское межрегионального управления Росприроднадзора в течение одного месяца со дня получения представления.
Административное расследование по делу не назначалось и не проводилось.
Оставляя без изменения постановление и представление от 26.03.2021, судья городского суда счёл обоснованным вывод должностного лица о наличии в действиях генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, признал процедуру административного производства по делу соблюденной и вину указанного должностного лица в нарушении норм природоохранного законодательства доказанной.
В частности, судом установлено, что ООО «Кавмининтер», как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добычи и поставки недр не принимает должных мер по охране месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений и или осложняющих их разработку, а также меры по предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами при осуществлении подачи подземной минеральной воды по повреждённому минералопроводу.
Также ООО «Кавмининтер» в нарушение требований не проводит профилактические мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов - накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
Кроме того, ООО «Кавмининтер» не выявляются старые, бездействующие, дефектные скважины, представляющие опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, при том, что одна из таких предполагаемых скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № 72 и пруда (водоема), расположенного во втором поясе зоны горно-санитарной охраны. Информация о выявленные данных скважин в ходе проверки ООО «Кавмининтер» не представлена. ООО «Кавмининтер» не сообщило об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: представлением № 21-1/ВП/1-42/5 от 26.03.2021; протоколом об административном правонарушении № 21-1/ВП/1-42/1 от 17.02.2021, уведомлением № 6.2 от 15.02.2021, актом проверки № 21-1/ВП/1. от 21.01.2021; протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 20.01.2021; экспертным заключением № 3 от 29.01.2021, протоколом испытаний (измерений) № 68-в от 28.01.2021, приказом № 20 от 16.11.2018, выпиской из ЕГРЮЛ.
Учитывая совокупность установленных должностным лицом административного органа фактических и правовых оснований, судья городского суда пришел к верному к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Ссылаясь на ст. 2.4 КоАП РФ, судья городского суда пришел к верному выводу о том, что, принимая обжалуемое постановление, должностное лицо административного органа сочло, что генеральный директор общества имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но допустил совершение им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие генеральным директором ООО «Кавмининтер» ФИО1 всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и не представлено.
Таким образом, должностное лицо общества обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ и в его адрес вынесено законное и обоснованное представление, которым правомерно возложена обязанность по устранению причин и условий, способствовавших совершению вменяемого административного правонарушения.
Судьей городского суда обоснованно отклонен довод жалобы ФИО1 о том, что у ООО «Кавмининтер» в силу договора поставки от 04.12.2020, заключенного с ООО «Санаторий Минеральные Воды-2», отсутствует ответственность при аварийных ситуациях, в том числе при обнаружении течи из минералопровода.
Судьей учтено, что в соответствии с п. 14.3 Наблюдения за состоянием зоны горно-санитарной охраны Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод установлено, что данные наблюдения производятся с помощью выявления источников возможного загрязнения подземных вод. Обследование первой зоны горно-санитарной охраны скважины № 72 Змейкинского месторождения необходимо производить 1 раз в сутки гидрогеологической службой общества.
Однако, генеральным директором ООО «Кавмининтер» ФИО1 не представлены сведения о проведении технического осмотра линии минералопровода (стр. 132 и 133 Технологической схемы), а также не сообщено об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы.
При этом, ООО «Кавмининтер» как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр продолжило подавать минеральному воду по поврежденному минералопроводу, что подтверждается материалами дела (журналом за декабрь 2020).
Судьей городского суда верно признана несостоятельной ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что за выявленные в рамках настоящего дела об административном правонарушении нарушения общество уже было привлечено к административной ответственности по делу № 21-1/ВП/1-38/3 по ст. 8.1 КоАП РФ, а также постановлением от 24.03.2021 по делу № 21-1/ВП-39/3 по ст. 8.1 КоАП РФ.
Судьей городского суда обоснованно отклонены доводы генерального директора ООО «Кавмининтер» о том, что им не нарушаются требования ч. 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод, касающиеся выявления старых, бездействующих, дефективных скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, поскольку как следует из материалов дела одна из таких скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № 72 и пруда (водоема) неизвестного происхождения.
Судьей учтено, что в рамках осмотра 16.12.2020 установлено наличие пруда, прилегающего к 1-й зоне санитарной охраны скважины № 72, который содержится в данных публичной кадастровой карты, однако в государственном водном реестре не числится. Действующих договоров водопользования и решений о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование ООО «Кавмининтер» не имеет. По результатам проведенных исследований установлено, что состав отобранных проб воды из пруда и из скважины № 72 не соответствуют друг другу.
Судьей городского суда дана должная правовая оценка заключению от 22.12.1998 № 7-197/1 экспертной комиссии по материалам «Технологическая схема разработки Змейкинского месторождения минеральных подземных вод».
Судья признал установленным, что данным экспертным заключением отмечена необходимость проведения мониторинга подземных вод. Объектами мониторинга, за которые недропользователь ООО «Кавмининтер» несёт ответственность, являются: продуктивный водоносный горизонт (динамический уровень, отбор минеральной воды, ее качественный состав, температура на устье скважины), техническое состояние скважины, минералопровода и состояние первой зоны санитарной охраны.
В параграфе 13.2 «О видах и источниках воздействия на окружающую среду и оценке последствий их воздействия» технологической схемы не указано наличие поверхностного водного объекта – пруда (водоема), непосредственно возле 1 зоны санитарной охраны.
В параграфе 13.4 «Мероприятия по охране водных объектов» указано, что водных объектов не имеется и сбросы потерь воды производятся в сбросной коллектор и в канализацию на заводе розлива.
Ссылаясь на п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, дающий понятие поверхностного водного объекта, судья городского суда пришел в верному выводу о том, что выявленный пруд находится на месторождении в границах горного отвода. Действующих договоров водопользования и решений о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование ООО «Кавмининтер» не имеет.
При таких обстоятельствах, судьей городского суда верно признано установленным, что не несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов допущено по вине должностного лица генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1, поскольку своими действиями (бездействием) он нарушил требования ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа МПР №74, п. 1, 2, 3 ст. 25, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», что влечет административную отвественность по ст. 8.9 КоАП РФ.
Выводы суда о виновности указанного должностного лица судом надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, которые оценены судом первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для освобождения генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 от административной ответственности не имеется.
Выводы, изложенные в судебных актах Арбитражного суда Ставропольского края, приложенные к настоящей жалобе, не свидетельствуют об отсутствии в деянии должностного лица состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 данного Кодекса, поскольку по настоящему делу об административном правонарушении совокупностью собранных и исследованных должностным лицом административного органа и судьей городского суда доказательств подтверждено нарушение требований к охране окружающей среды.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы заявителя, которые, по сути, сводятся к утверждению заявителя о том, что в действиях должностного лица общества ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты, оснований для переоценки данного вывода не имеется.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Как следует из представленных материалов, назначенное ФИО1 наказание определено в пределах санкции ст. 8.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств совершённого административного правонарушения.
Назначенное ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей является минимальным для должностных лиц. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется, а посему оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление № 21-1/ВП/1-42/4, представление № 21-1/ВП/1-42/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенные 26.03.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО6