Судья Самарина Т.В. 7-624/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 29 июня 2022 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Алмаз Удобрения» – ФИО1 на решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Алмаз Удобрения»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Росприроднадзора) ФИО2 от 03.03.2022 № 26Э-22-348/ВП/Ф/1-025/3 ООО «Алмаз Удобрения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (далее – постановление от 03.03.2022).
Решением судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2022 постановление от 03.03.2022 оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «Алмаз Удобрения» – ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 14.04.2022).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель ООО «Алмаз Удобрения» ФИО1 считает решение судьи от 17.05.2022 незаконным и необоснованным.
Указывает, что согласно свидетельству № ГК-С282 ООО «Алмаз Удобрения» признано организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии, - вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов (далее - РАО).
Пунктом долговременного хранения радиоактивных отходов является хвостохранилище, что подтверждается актом первичной регистрации радиоактивных отходов № 1-27/158 от 06.11.2013.
Между ООО «Алмаз Удобрения» и ОАО «ГМЗ» заключён договор субаренды земельного участка от 26.10.2020, на котором расположено хвостохранилище РАО.
В настоящее время ООО «Алмаз Удобрения» осуществляет укладку фосфогипса в пункте хранения РАО (хвостохранилище) в соответствии с проектной документацией, ОАО «ГМЗ» (2010 и 2015 г.г.).
В качестве основного материала для нейтрализации негативного воздействия радиоактивных отходов используется нейтрализованный фосфогипс.
В Решении суда первой инстанции указано: «Хвостохранилище радиоактивных отходов расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды . После 1991 г. велось заполнение нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита. Объём складируемого в хвостохранилище хвостового материала, содержащего природный уран и продукты его распада, составил 12 млн. м3 или 14 млн. тонн».
При этом в решении также указано: «Доводы защитника юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» о том, что в соответствии с проектными решениями по рекультивации хвостохранилища, «Фосфогипс нейтрализованный» используется в качестве основного материала для создания изолирующего слоя и нейтрализации негативного воздействия радиоактивных отходов на окружающую природную среду и население, являются несостоятельными» (абз. 5 стр. 7 Решения).
Однако, просит суд обратить внимание на то, что фосфогипс - материал, который используется для создания изолирующего слоя, предотвращающего негативное воздействие на окружающую природную среду и население, на что неоднократно указывалось в решениях судов (в том числе: Арбитражным судом Ставропольского края - дело № А63-7933/2019, дело № А63-2940/2019), а также и в Определении Верховного суда РФ от 18.09.2018 г. № 308-ЭС18-13423.
При этом в Определении Верховного суда РФ от 18.09.2018 № 308-ЭС18-13423 указано следующее: «деятельность ответчика по рекультивации указанного объекта имеет природоохранное значение и направлена на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды, учтя, что заполнение карт хвостохранилища нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита ведётся с 1991 года с учётом результатов исследовательских работ, показавших, что слой нейтрализованного фосфогипса практически исключает эсхаляцию радона не выделяет вредных веществ».
Таким образом, фосфогипс нейтрализованный применяется обществом в соответствии с проектными решениями по рекультивации хвостохранилища, и нарушения требований экологического законодательства при этом отсутствуют.
К тому же наличие у общества технической документации, на агрохимикат «Фосфогипс нейтрализованный» получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 г. № 78, не отменяет возможность его использования обществом в качестве материала, который используется для создания изолирующего слоя, предотвращающего негативное воздействие на окружающую природную среду и население.
Действующее законодательство не содержит запрет на использование фосфогипса (учитывая регистрацию его в качестве агрохимиката) по иному целевому назначению, доводов со ссылками на нормативно-правовое обоснование, доказывающих обратное, постановление должностного лица административного органа и решение судьи не содержат.
При этом в решении суда указано следующее: «Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ» (абз. 4 стр. 7 Решения).
Однако, из решения суда следует, что доказательствами по делу являются решение Росприроднадзора о проведении проверки от 25.11.2021, акт о проведении проверки от 21.01.2022 и постановление должностного лица административного органа от 03.03.2022 № 26Э-22-348/ВП/Ф/1-025/3.
Указывает, что доводам общества о том, что действующее законодательство не содержит запрет на использование фосфогипса (учитывая регистрацию его в качестве агрохимиката) по иному целевому назначению, не дано должной правовой оценки.
При этом, в ГОСТе Р 58821-2020, утверждённом и введённом в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.03.2020 г. № 114-ст, устанавливает общие правила приёмки, отбора проб, транспортирования и хранения, предъявляемые к фосфогипсу и содержит следующее определение фосфогипса «фосфогипс: побочный продукт производства экстракционной фосфорной кислоты, получаемой при разложении фосфатного сырья смесью серной и фосфорной кислот».
Таким образом, по мнению заявителя, действующее законодательство предусматривает возможности различного использования фосфогипса и не ограничивает возможность его использования рамками имеющего заключения ГЭЭ.
Просит отменить решение судьи от 17.05.2022, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя ООО «Алмаз Удобрения» ФИО1, поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, просившей оставить решение судьи от 17.05.2022 без изменения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе, объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу ст. 27 Закона № 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечёт наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от 100000 рублей до 250000 рублей.
Из материалов дела следует, что Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление), на основании решения Управления от 25.11.2021 № 348, проведена внеплановая выездная проверка в oтношении ООО «Алмаз Удобрения», по результатам которой установлено нижеследующее.
ООО «Алмаз Удобрения» осуществляет рекультивацию хвостохранилища РАО, раcположенного на земельном участке с кадастровым номером , в отсутствии проекта рекультивации земель, согласованного в установленном порядке с собственником земельного участка.
Согласно кадастровой выписке Росреестра, правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...> (далее – земельный участок КН ) является Российская Федерация, арендатором - ОАО «ГМЗ» по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 923 от 05.08.2020. Категория земель - земли населённых пунктов. Разрешенное использование - для мест уничтожения оружия и захоронения отходов, по документу - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации, захоронения отходов и рекультивации хвостохранилищ).
Земельный участок КН передан в субаренду ООО «Алмаз Удобрения» по договору от 26.10.2020, для рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.02.2011 №88 Госкорпорация «Ростом» является уполномоченным органом, который признал ООО «Алмаз Удобрения» организацией, осуществляющей работы по закрытию радиационно-опасного объекта, и делегировал всю полноту ответственности за его безопасное состояние, в том числе устранение радиационного воздействия радиоактивных отходов на окружающую среду и население (ст. 34, ст. 35 Федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»),
В соответствии со Свидетельством № ГК-С282 от 29.07.2021, ООО «Алмаз Удобрения» является организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергий и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии: пункт хранения радиоактивных отходов - хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность в области использования атомной энергии: вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов. Дата окончания срока действия свидетельства - 30 декабря 2025.
Согласно пояснениям ООО «Алмаз Удобрения» от 27.12.2021 г. № 06-09/1072, представленным в Управление (вх. № 12994/11-10 от 27.12.2021), земельные работы на территории хвостохранилища не проводились ввиду продолжающего намывания фосфогипса согласно проектным решениям в рамках эксплуатации использования атомной энергии и осуществления деятельности в области использования атомной энергии - вывода из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов на основании Свидетельства № ГК-С2В2 от 29.07.2021, выданного Госкорпорацией Росатом.
По сведениям Госкорпорации «Росатом» от 29.12.2021 № 1-2/65566 (вх. № 176/01-15 от 12.01.2022), Госкорпорацией выдано Свидетельство № ГК-С282 от 29.07.2021 о признании ООО «Алмаз Удобрения» организацией, пригодной эксплуатировать хвостохранилище радиоактивных отходов. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующей организации необходимо получить лицензии Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Согласно сведениям, размещенным, на информационном ресурсе Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru/, Кавказским управлением Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Алмаз Удобрения» выдана лицензия па эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности № ВХ-35-010156 от 08.10.2020.
Хвостохранилище радиоактивных отходов расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в 3-й зоне горно-санитарной охраны лечебных минеральных вод федеральных курортов Кавказских Минеральных Вод. Образовано в 1957 году в результате деятельности ГП «Алмаз» по промышленной переработке урановой руды, до 1991 года названный объект заполнялся хвостами гидрометаллургического производства ГМЗ. состоящими из радиоактивных илов. После 1991 года велось заполнение нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита. Объём складируемого в хвостохранилище хвостового материала, содержащего природный уран и продукты его распада, составил 12 млн. м3 или 14 млн. тонн.
Хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, намывного типа, размещается в балке «Калмыцкая» и состоит из семи карт №№ 1, 1а, 5, 5а, 5б, 4, 6. Карта № 6 расположена в нижнем бьефе хвостохранилища, образована путём отсыпки грунтовой дамбы и является прудом-накопителем-испарителем.
Карты внутри хвостохранилища разделены ограждающими дамбами. Некоторые из них замыты фосфогипсом (карта №№ 5, 5а, 5б), частично закрыты карты №№ 1, 1а. 4.
Площадь хвостохранилища - 812,2 тыс. м2.
В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» в 2010 году АО ВНИПИпромтехпнологии» разработан проект по рекультивированию хвостохранилища, объектов гидрометаллургического завода и урановых рудников № 1 и 2 бывшего ГП «Алмаз», в том числе покрытие карт хвостохранилища.
До октября 2020 года объекты хвостохранилнща РАО эксплуатировались ОАО «ГМЗ» на основании свидетельств от 28.09.2012 № ГК-С017, от 30.08.2017 № ГК-С180, выданных Госкорпорацией Росатом. Дата окончания крайнего свидетельства – 30.09.2022.
Проектной документацией «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 2 бывшего госпредприятия «Алмаз» (г. Лермонтов, Ставропольский край) предусматривается следующая схема покрытия поверхности хвостохранилища (снизу вверх);
- хвостовые отложения;
- фосфогипс толщиной не менее 0,5 м;
- защитный и выравнивающий слой из местного грунта толщиной 0,3 м;
- почвенно-растительный слой с посевом трав.
Согласно показателям параметров хвостохранилища по данным топографических работ, выполненных в 2010 г. ОАО «ВНИПИпромтехиологии», Отметки заполнения карт №№ 1, 1а, 4 фосфогипсом близки к отметке гребня дамбы (приведены в табличном виде).
Характеристика | Номера карт | |||||
Отметки заполнения карт фосфогипсом | ||||||
Состояние отметка гребня дамбы | Замыта фосфогипсом636,30 | Замыта фосфогипсом640,60 | Замыта фосфогипсом649,40 | |||
Площадь карты, м2 | ||||||
Площадь, закрытая фосфогипсом, м2 | ||||||
Площадь, покрытая водой, м2 | - | - | - |
В 2015 году ОАО «ВНИПИпромтехнологии» на основании договора № 9287 от 16.09.2013 и допсоглашения № 1 от 30.01.2015 в соответствии с техническим заданием разработаны основные технические решения по реконструкции (наращивание) ограждающей дамбы карт № 1 и 1а хвостохранилища РАО.
Основным техническим решениям является наращивание основной ограждающей дамбы № 1 до отметки 668,0 м по технологии «Проекта поэтапного складирования хвостов на хвостохранилище ГМЗ». В качестве основного строительного материала используется нейтрализованный фосфогипс. Также карта № 1 делится на две карты № 1 б и № 1 в.
Фосфогипс образуются в цехе по производству минеральных удобрений при разложении серной кислотой апатитового концентрата в производстве экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК) и нейтрализуются известковым молоком. Системой гидротранспорта нейтрализованный фосфогипс с цеха производства минеральных удобрений транспортируется на карты хвостохранилища радиоактивных отходов.
Процесс нейтрализации фосфогипса начинается на участке производства экстракционной фосфорной кислоты, где в реакторах фосфогипсовая пульпа смешиваетея с известковым молоком, и продолжается в процессе траспортирования и нахождения на картах хвостохранилища РАО. Работы по подготовке и размещению фосфогипса на картах хвостохранилища выполняется поэтапно. Главный этап - подготовка обезвожженного, уплотнённого фосфогипса.
Подготовка фосфогипса происходит в несколько стадий:
намыв фосфогипса в картах;
обезвоживание и уплотнение фосфогипса;
возврат жидкой фазы в систему оборотного водоснабжения предприятия;
извлечение фосфогипса из «отдохнувших» карт;
перемещение фосфогипса на территории хвостохранилища (бульдозером, автотранспортом) для дальнейшею размещения.
Согласно справке о передаче фосфогипса нейтрализованного - побочного продукта производства ЭФК на участок хвостового хозяйства, ООО «Алмаз Удобрения» за период 2020 - июль 2021 года образовалось фосфогипса (в пересчёте на сухое вещество) и передано на участок хвостового хозяйства 258 584,2 тонн.
Согласно пояснениям ООО «Алмаз Удобрения» от 27.12.2021 № 06-09/1072, представленным в Управление (вх. № 12994/11-10 от 27.12.2021), фосфогипс нейтрализованный применяется при рекультивации карт хвостохранилища радиоактивных отходов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 № 78 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической зкспертизы проекта технической документации на агрохимикат «Фосфогипс нейтрализованный» (далее – заключение ГЭЭ).
Согласно заключению ГЭЭ в материалах, представленных на экспертизу, обосновывается возможность применения агрохимиката Фосфогипс нейтрализованный в сельскохозяйственном производстве в качестве химического мелиоранта на слабосолонцеватых и солончаковых почвах, солонцах.
Министерством сельского хозяйства РФ ООО «Алмаз Удобрения» выдано свидетельство о государственной регистрации пестицида иди агрохимиката от 05.03.2020 № 2561 на агрохимикат Фосфогипс нейтрализованный для сельскохозяйственного производства.
Применение агрохимиката «Фосфогипс нейтрализованный» общество осуществляет не по назначению, с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утверждённое Приказом Федеральной службы но надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 № 78.
<f
ООО «Алмаз Удобрениям в нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 11, ст. 27 Закона № 174-ФЗ, Проекта технической документации на агрохимикат «Фосфогипс нейтрализованный», получивший положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 № 78, осуществляет деятельность, не соответствующей технической документации на агрохимикат «Фосфогипс нейтрализованный», которая получила положительное заключение ГЭЭ, утверждённое Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2020 № 78.
В связи с выявленными нарушениями норм природоохранного законодательства госинспектором Росприроднадзора ФИО2 в отношении ООО «Алмаз Удобрения» вынесено постановление № 26Э-22-348/ВП/Ф/1-025/3, которым указанное юридичекое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 4-9).
Факт совершения ООО «Алмаз Удобрения» данного административного правонарушения подтверждён совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применён материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем, законных оснований для отмены состоявшихся решений и для переоценки доказательств по делу не имеется.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО «Алмаз Удобрения» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, его виновность и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, должностным лицом административного органа и судьёй городского суда установлены правильно в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ.
Приведённые в жалобе доводы сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, аналогичны доводам, которые были предметом проверки судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными с изложением соответствующих мотивов в судебном решении.
При таких обстоятельствах, ООО «Алмаз Удобрения» правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в пределах санкции указанной статьи в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учётом изложенных обстоятельств, обжалуемое решение судьи городского суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба представителя ООО «Алмаз Удобрения» – ФИО1 - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 03.03.2022 № 26Э-22-348/ВП/Ф/1-025/3 и решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Алмаз Удобрения» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Алмаз Удобрения» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО4