ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-627/2017 от 07.06.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Коробейников А.А. дело № 7а-627/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь 07 июня 2017 года

Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Кавказского управления Ростехнадзора Рубан М.С. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 апреля 2017 года,

установил:

постановлением начальника отдела по надзору за гидротехническими сооружениями по Ставропольскому краю Кавказского управления Ростехнадзора Кобзаренко В.Н. №* от 17 октября 2016 года должностное лицо – заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере * рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 апреля 2017 года указанное постановление должностного лица отменно, производство по делу об административном правонарушении, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель Кавказского управления Ростехнадзора Рубан М.С. подал жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, полагая, что оно не соответствует обстоятельствам дела и вынесено с нарушением норм процессуального права.

В возражении на жалобу заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. просит решение судьи оставить без изменений, жалобу без удовлетворений.

Изучив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей Кавказского управления Ростехнадзора Кобзаренко В.Н., Вилинчук Е.А., поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене решения судьи, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой документарной проверки министерства 17.11.2015 года Кавказским управлением Ростехнадзора выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ), а именно отсутствует согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

В соответствии с выявленными нарушениями 08.12.2015 Кавказским правлением Ростехнадзора было выдано министерству предписание об устранении нарушений.

14.10.2016 года в ходе проведения Кавказским управлением Ростехнадзора внеплановой документарной проверки выявлен факт невыполнения министерством пункта № 1 предписания об устранении нарушений, в связи с чем, постановлением от 17.10.2016 года заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. была привлечена к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из содержания обжалуемого судебного решения, прекращая производство по делу, судья пришел к выводу о том, что в действиях заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумаковой И.В. отсутствует состав административного правонарушения.

Однако с такими выводами нельзя согласиться по следующему.

В соответствии с п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года №237 обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу п. 10.23 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 года №221-п, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края: разрабатывает и реализует краевые программы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ставропольского края, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет иные полномочия в части обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.

Таким образом, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края несет ответственность за безопасность гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Ставропольского края.

Частью 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №* от 17.11.2015 года о проведении внеплановой документарной проверки управлением проведена внеплановая документарная проверка министерства. В ходе проверки установлено, что отсутствует согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался. Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.12.2015 года (л.д.19-21).

08.12.2015 года министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края вынесено предписание №* об устранении указанных нарушений в установленные для этого сроки и направлять каждый квартал до 20 числа отчетного месяца в Ростехнадзор отчет об исполнении предписания до снятия с контроля. Разъяснено об административной ответственности, предусмотренной ч.11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С указанным предписанием заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. была ознакомлена (л.д.16-18).

Указанное предписание исполнено не было, в связи с чем, постановлением №* от 17 октября 2016 года заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно представленным материалам дела, законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. При этом, обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае министерство признало законность и обоснованность указанного документа, и согласилось со сроками его исполнения.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о переносе срока его выполнения в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумаковой И.В. состава административного правонарушения, ввиду невозможности исполнения предписания является необоснованным.

Указанные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумаковой И.В., в связи с чем, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 апреля 2017 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу представителя Кавказского управления Ростехнадзора Рубан М.С. удовлетворить.

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 27 апреля 2017 года отменить.

Материалы дела направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Судья

Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко