Судья Залугин С.В. дело № 7 - 628/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Ставрополь 07 августа 2019 года
Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 июня 2019 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 10 апреля 2019 года юридическое лицо – негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды» открытого акционерного общества ""Российские железные дороги"" (далее - НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 июня 2019 года постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в краевой суд, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 просит отменить решение судьи, считая его незаконным и необоснованным, считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что у НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"" имеется разрешение N 000133-В на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, срок действия с 02 октября 2018 года по 01 октября 2025 года, разработан проект том ПДВ: организованных источников – 3 штуки, неорганизованных источников – 5 штук.
В соответствии с планом-графиком контроля нормативов выбросов на источниках выбросов периодичность контроля составляет: дезинфекционная камера (номер источника 0001): 1 раз в год по веществу формальдегид; по веществам метанол, метановая кислота - 1 раз в 5 лет; лаборатория (номер источника 0002): 1 раз в 5 лет по веществам аммиак, соляная кислота, серная кислота, гексан, бутилацетат; котельная (номер источника 0003): 1 раз в год по веществам азота диоксид, азот оксид, углерод оксид; 1 раз в 5 лет по веществам бенз/а/пирен; котельная (номер источника 0004): 1 раз в год по веществам азота диоксид, азот оксид, углерод оксид бенз/а/пирен.
При проведении проверки не представлены сведения, подтверждающие проведение контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Данный факт явился основания для привлечения НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"" к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу судья районного суда пришел к выводу о том, что такого нарушения, как "не представление сведений, подтверждающих проведение контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух", диспозиция части 3 статьи 8.21 КоАП РФ не содержит, действующее законодательство не раскрывает понятие "производственный контроль за охраной атмосферного воздуха". Расширительное же толкование правовой нормы является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности.
Между тем данные выводы судьи городского суда нельзя признать правильными в силу следующего.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В статье 1 Федерального закона 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии со статьей 25 ФЗ от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно статьи 30 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"" не выполнены требования статей 34, 35, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды", а именно при проведении проверки не представлены сведения, подтверждающие проведение контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Отсутствие в НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"" данных, подтверждающих проведение контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указывает на отсутствие контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ответственность за нарушение правил контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, предусмотрена частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, которая является специальной нормой при нарушении правил охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судья городского суда неправильно определил объективную сторону административного правонарушения, юридически значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Допущенные судьей первой инстанции нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Минераловодский городской суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая вышеизложенное, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица - НУЗ ""Отделенческая клиническая больница на станции Минеральные Воды ОАО ""РЖД"", отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Минераловодский городской суд Ставропольского края.
Жалобу удовлетворить частично.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов