ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-628/2021 от 19.08.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7-628/2021 Судья Обвинцева Л.Ю.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 19 августа 2021 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Администрации Златоустовского городского округа Панишевой Виктории Владимировны на постановление главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО19 от 18 мая 2021 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 01 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Златоустовского городского округа,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО20 от 18 мая 2021 года Администрация Златоустовского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 01 июля 2021 года обжалуемое постановление должностного лица от 18 мая 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, защитник Панишева В.В. просит отменить вынесенные по делу акты, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что схема размещения водоисточников является ненадлежащим доказательством, поскольку не отражает сведений о конкретных улицах и домах, невозможно установить, где размещен гидрант. Иных документов, подтверждающих расположение пожарных гидрантов в материалах дела, не имеется. Считает, что Администрация ЗГО не является субъектом ответственности, орган пожарного надзора не наделен полномочиями привлекать орган местного самоуправления к административной ответственности.

Защитник Администрация Златоустовского городского округа Панишева В.В., представитель административного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и иными, принимаемыми в соответствии с названными Федеральными законами нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены новые Правила противопожарного режима.

Пунктом 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, на основании распоряжения начальника ОНДиПР по г. Златоусту и Кусинскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области от 07 апреля 2021 года № 82 должностными лицами указанного органа проведена плановая выездная проверка с целью контроля выполнения Администрацией Златоустовского городского округа требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлено:

27 апреля 2021 года в 12 часов 00 минут Администрацией ЗГО по адресам: Челябинская область, Златоустовский городской округ, город Златоуст, поселок Центральный, поселок Тундуш, село Куваши, поселок Тайнак, село Веселовка, поселок Плотинка, поселок Южный, остановочный пункт Таганай, поселок Салган, нарушены требования пожарной безопасности:

- Город Златоуст:

Пункты 1-11 акта проверки - не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территория, здания и сооружения, расположенные по адресам, указанным в протоколе. Фактически наружный противопожарный водопровод отсутствует, ближайшие пожарные гидранты расположены на расстоянии более 200 метров от каждого строения по указанным адресам (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 ч.4 ст.6, ст.62, ст.63, ст. 68: СП 8.13130.2020 п.4.1, п.5.1, п.8.9; ППР в РФ № 1479 п. 75);

П. 12 - не создана до начала пожароопасного периода вокруг города Златоуста противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.63;

П.п.13-14 - по границам г.Златоуста, прилегающим к лесам, а также внутри границ города Златоуста на территориях общего пользования, прилегающих к городским лесам, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (№ 123-ФЗ от 22.07.2008 г., ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.70);

П.15 - на территориях общего пользования в границах города Златоуста не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы № 123-ФЗ от 22.08.2008 г. ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.67),

Остановочный пункт Таганай:

П.16 - на территориях общего пользования в границах остановочного пункта Таганай не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы (№ 123-ФЗ от 22.07.2008 г. ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.67);

П.17 - по границам остановочного пункта Таганай, прилегающим к лесам, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (№123-Ф3 от 22.07.2008 г. ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.70);

П.18 - не создана до начала пожароопасного периода вокруг остановочного пункта Таганай противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров (№ 123-ФЗ от 22.07.2008 г. ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.63),

Село Веселовка, поселок Плотинка:

П.п.19, 23 - на территориях общего пользования в границах села Веселовка, в границах поселка Плотинка не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы (№123-Ф3 от 22.07.2008 г. ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.67);

П.п.20, 24 - не создана до начала пожароопасного периода вокруг села Веселовка, вокруг поселка Плотинка противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, (фактически устроена минерализованная полоса шириной 0,5 метра на границах населенного пункта с лесами) (№123-Ф3 ч.4 ст.6, ст.63; ППР в РФ п.63);

П.21 – отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в селе Веселовка для домов, расположенных по указанным в протоколе адресам. Фактически наружный противопожарный водопровод отсутствует, ближайшие пожарные гидранты расположены на расстоянии более 200 метров от каждого строения по указанным адресам (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 ч.4 ст.6. ст.63; ст. 62, ст. 68; СП 8.13130.2020 п.4.1, п.4.2, п.8.9, 10.4, ППР В РФ п.75);

П.п.22, 25 - село Веселовка, поселок Плотинка находится вне границ, в пределах которых обеспечивается нормативное значение времени прибытия первого подразделения (20 минут). Фактически согласно расписанию выездов от 29.05.2019 г., утв. Главой ЗГО время прибытия первого пожарного подразделения составляет в пос. Веселовка 32 минуты, в пос. Плотинка 68 минут (Федеральный закон № 123-Ф3 ч.4 ст.6, ст.76);

Село Куваши, поселок Тундуш:

П.п.26, 29 - на территориях общего пользования в границах села Куваши, в границах поселка Тундуш не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст.6; ППР в РФ п.67);

П.п.27, 30 - не создана до начала пожароопасного периода вокруг села Куваши, вокруг поселка Тундуш противопожарная (минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, (фактически устроена минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра на границах населенного пункта с лесами) (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 ч.4 ст.6; ППР в РФ п.63);

П.28 - отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в селе Куваши для домов, расположенных по адресам, указанным в протоколе. Фактически ближайшие пожарные гидранты, естественные и искусственные водоисточники расположены на расстоянии более 200 метров от каждого дома по указанным адресам (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ч.4 ст.6, ст.62, ст. 63, ст. 68; СП 8.13130.2020 п.4,1, 4.2, п.8.9; 10.4; ППР в РФ п.75);

поселок Центральный, поселок Тайнак, поселок Салган, поселок Южный:

П.п.31, 33, 36, 38 - на территориях общего пользования в границах поселка Центральный, в границах поселка Тайнак, в границах поселка Салган, в границах поселка Южный не проводится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст.6; ППР в РФ п.67);

П.п.32, 34, 37, 39 - не создана до начала пожароопасного периода вокруг поселка Центральный, вокруг поселка Тайнак, вокруг поселка Салган, вокруг поселка Южный противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, (фактически устроена минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра на границах населенного пункта с лесами) (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст.6; ППР в РФ п.63);

П.35 - по границе поселка Тайнак, прилегающей к лесу с севера, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ ч.4 ст.6, ППР в РФ п.70)

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Администрации Златоустовского городского округа протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Фактические обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки органа местного самоуправления от 07 апреля 2021 гола № 82, актом проверки от 27 апреля 2021 года, протоколом об административном правонарушении № 98 от 11 мая 2021 года, предписанием об устранении выявленных нарушений и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Уставом Златоустовского городского округа определено, что Златоустовский городской округ является муниципальным образованием, находится в границах Челябинской области. В состав территории городского округа входит г. Златоуст, а также территории: село Веселовка, поселок Плотинка, село Куваши, поселок Салган, поселок Центральный, поселок Южный, поселок Тайнак, поселок Тундуш, остановочный пункт Таганай,

Таким образом, Администрация ЗГО имеет необходимые правомочия, предусмотренные ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для обеспечения требований пожарной безопасности на объектах защиты.

В связи с изложенным доводы жалобы, что администрация не может являться лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в границах городского округа, и не может быть признана надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ подлежат отклонению.

Ссылки в жалобе на то, что орган пожарного надзора не наделен полномочиями привлекать орган местного самоуправления к административной ответственности, нельзя признать состоятельным.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО1, постановлением вынесено главным государственным инспектором г. Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО21

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Как следует из п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

ж) производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

з) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.

Таким образом, при выявлении административного правонарушения, совершенного Администрацией городского округа, заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа Кусинского муниципального района по пожарному надзору обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении, а впоследствии вынесено постановление о назначении наказания.

Доводы жалобы об отсутствии документов, подтверждающих расположение пожарных гидрантов со ссылками, что схема расположения пожарных гидрантов, не утверждена и не является надлежащим доказательством, подлежат отклонению.

Порядок размещения пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам регулируется Сводом правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 (действует с 30.09.2020).

Согласно пунктам 8.8.,8.9 указанного Свода, пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка пожарных гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом требований п. 8.5 и принятия мер против замерзания воды в них.

Установка гидрантов на ответвлении от тупиковой линии водопровода или на вводе в здание не допускается.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

Представленные в материалы дела схемы с указанием наличия и отсутствия гидрантов в границах вышеуказанных населенных пунктах, вопреки мнению авторов жалобы, не дает оснований усомниться в объективности и достоверности представленных схем.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Администрации ЗГО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для изменения размера административного наказания не имеется, оно является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО22 № 010442 от 18 мая 2021 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 01 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Златоустовского городского округа оставить без изменения, жалобу защитника Панишевой В.В. - без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова