ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Золотарева М.В. Дело № 7-62/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу ООО «Дублин» на постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 25 мая 2017 года, вынесенное в отношении ООО «Дублин» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Советского районного суда г.Липецка от 25 мая 2017 ООО «Дублин» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в доход государства с сумме 50 000 рублей без конфискации алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции (предметов административного правонарушения).
Изъятую при осмотре15.03.2017 годапомещения бара «Ирланский паб «Дублин» ООО «Дублин» по адресу:<адрес>алкогольную продукцию:<данные изъяты> – возвратить законному представителю ООО«Дублин».
Изъятая при осмотре15.03.2017 годапомещения бара «Ирланский паб «Дублин» ООО «Дублин»по адресу:<адрес>»спиртосодержащая жидкость:одна бутылка емкостью 1 л. с надписью на этикетке водка <данные изъяты>,находящаяся на хранении в ООПАЗ УОООП УМВД России поЛипецкой областипо адресу:<...>- подлежит уничтожению в установленном законом порядке.
В жалобе и дополнениях к ней ООО «Дублин» просит об отмене вынесенного судебного акта, указывая на его незаконность и необоснованность, отсутствие состава административного правонарушения.
Выслушав представителя ООО «Дублин» ФИО1, поддержавшую жалобу, указавшую на отсутствие вменяемых нарушений, соблюдение обществом требований действующего законодательства при реализации алкогольной продукции, свидетелей, эксперта, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Согласно ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ являются отношения в сфере предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный, осуществляя предпринимательскую деятельность посредством розничной продажи алкогольной продукции, нарушает требования и правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
В соответствии с ч. 2 ст. 10.2 указанного Федерального закона, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55), предусмотрено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В силу п.33 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Правила розничной продажи алкогольной продукции определены, в частности, Законом, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 ( раздел I "Общие положения" и раздела II "Особенности продажи продовольственных товаров" (пункты 1 - 38 данных Правил).
Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Судом установлено, что 15.03.2017 годав 15 часов 45 минут в баре «Ирландский паб «Дублин» ООО«Дублин», расположенном по адресу <адрес> осуществлялась реализация алкогольной продукции, с наличием посторонних включений и осуществлялся оборот спиртосодержащей жидкости в полимерной бутылке емкостью 1,5 литра без наименования, даты розлива, указания производителя и документов, подтверждающих качество и безопасность спиртосодержащей жидкости для здоровья граждан, в нарушение требований п.п. 1 п. 1 ст. 10.2 и п.п. 8 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и п. 33 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Дублин» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, объективно подтверждается: протоколом об административном правонарушении АА№от27.03.2017 года; протоколом осмотра помещения бара «Ирланский паб «Дублин» ООО «Дублин» от15.03.2017 года, протоколом изъятия алкогольной продукции по перечню от15.03.2017 года, признанной вещественными доказательствами и приобщенной к материалам административного дела постановлением от27.03.2017 года, заключением эксперта№ ЭКЦ УМВД России по Липецкой области от 16.03.2017г.
В заключение эксперта№ ЭКЦ УМВД России по Липецкой области от 16.03.2017г. указано, что в представленных на исследование бутылках №№ находятся спиртосодержащие жидкости с посторонними включениями; в представленных на исследование бутылках №№ имеется наличие посторонних включений в виде частиц, предположительно стекла.
При таких обстоятельствах, нахожу доказанным, что ООО«Дублин» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, с наличием посторонних включений в нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, а также осуществляло оборот спиртосодержащей жидкости в полимерной бутылке емкостью 1,5 литра без наименования, даты розлива, указания производителя и документов, подтверждающих качество и безопасность спиртосодержащей жидкости для здоровья граждан.
Ссылки на отсутствие в действиях ООО «Дублин» состава вменяемого в вину административного правонарушения являются несостоятельными, опровергаются вышеизложенными доказательствами.
Доводы представителя общества ФИО2 о том, что оснований для организации и проведении проверки в баре ООО «Дублин» у административного органа не имелось и действия административных органов незаконны, следует признать не состоятельными, поскольку проверка была проведена на основании сообщения физического лица, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Доводы о том, что такого сообщения не было, противоречат материалам дела.
Доводы жалобы, что изъятая в ООО«Дублин» алкогольная продукция эксперту не предоставлялась, так как эксперт исследовал иную продукцию, которая опечатанная лишь оттиском круглой печати «№» УМВД России поЛипецкой области, в которую было постороннее вмешательство после изъятия продукции и до передачи эксперту, поскольку на изъятой в ООО«Дублин» алкогольной продукции также был проставлен и оттиск круглой печати ООО «Дублин», следует признать не состоятельным.
На исследование алкогольная продукция была передана в упакованном и опечатанном виде, исключающим постороннее вмешательство кого-либо в тару и соответственно содержимое бутылки.
Допрошенный в суде эксперт Т. показал, что алкогольная продукция была ему предоставлена на экспертизу в упакованном виде, оклеена прозрачной липкой лентой и бумажной биркой с оттиском круглой «№» УМВД России поЛипецкой области и ООО«Дублин», соответствующими подписями понятых. В заключении он не отразил наличие печати общества, поскольку посчитал необходимым указать только печать органа, направившего ему алкогольную продукцию для проведения исследований.
Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенных свидетелей Б. и М. которые изымали алкогольную продукцию и которые показали, что передали ее эксперту в том виде, в каком она была оформлена в ООО «Дублин» в присутствии ФИО2
В представленных на исследование бутылках №№ находятся спиртосодержащие жидкости с посторонними включениями; в представленных на исследование бутылках №№ (закупоренные бутылки) имеется наличие посторонних включений в виде частиц, предположительно стекла.
Данные бутылки с вином были осмотрены в присутствии представителя ООО «Дублин» ФИО2, свидетелей, эксперта и установлено, что визуально определяется наличие посторонних включений в виде частиц, предположительно стекла.
По мнению представителя, осадком в изъятой алкогольной продукции является винный камень.
Вместе с тем, наличие посторонних включений в виде частиц, предположительно стекла в алкогольной продукции, определяемое внешне, находящейся в торговом зале с целью реализации, указывает на нарушение обществом п. 33 Правил, обязывающих продавца произвести проверку качества товара (по внешним признакам) до его подачи в торговый зал.
Довод представителя общества, что спиртосодержащая жидкость в полимерной бутылке емкостью 1,5 литра это сидр негазированный полусладкий «<данные изъяты>» и изъята из холодильника в подсобном помещении, и не находилась с реализуемой продукцией, опровергается имеющимися доказательствами.
Согласно представленным представителем общества документам, а в частности, справкой №, обществом приобретена продукция сидр негазированный полусладкий «<данные изъяты>» <данные изъяты>
То есть, сидр негазированный полусладкий «<данные изъяты>» сод. спирта <данные изъяты> находится в б/бокс емк. 10 литров и соответственно, его оборот осуществляется в указанной таре.
Осмотром установлено, что на 1,5 литровой пластиковой бутылке имеется маленькая этикетка с надписью сидр, списание.
Вместе с тем, эксперт Т. показал, что определить какой именно спиртосодержащий напиток находился в 1,5 литровой пластиковой бутылке, он не может.
Сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота данной спиртосодержащей продукции, нет.
Доводы представителя общества, представленные ею выкопировка из поэтажного плана, фотоматериал, в подтверждение того, что данная бутылка хранилась в холодильнике на складе для списания и не находилась совместно с алкогольной продукцией для реализации, опровергаются показаниями свидетелей.
Кроме того, в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" алкогольная продукция относится к пищевым продуктам, не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. В случае, если при реализации пищевых продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов обязаны снять такие пищевые продукты с реализации, организовать их утилизацию или уничтожение.
Некачественные и опасные пищевые продукты, на срок, необходимый для утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия, осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам.
Свидетели показали, что в месте, где находилась алкогольная продукция для реализации, находилась и в полимерной бутылке емкостью 1,5 литра спиртосодержащая жидкость без наименования, даты розлива, указания производителя и документов, подтверждающих качество и безопасность спиртосодержащей жидкости для здоровья граждан.
Доступ к данной спиртосодержащей продукции исключен не был.
Кроме того, при проверке представителем общества не было сделано каких либо замечаний, в протоколе указано на не согласие, однако, при этом указано, что нарушения не повторятся, возможна не доработка бармена.
В протоколе изъятия вещей и документов каких-либо замечаний также не указано.
Довод жалобы о том, что заключение эксперта является не допустимым доказательством, следует признать не состоятельным. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода экспертизам действующим законодательствам. Эксперт, был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, оснований не доверять его выводам не имеется.
Разъяснения ООО «<данные изъяты>» по вопросу качества поставляемой ими обществу алкогольной продукции, в данном случае не имеют правового значения.
С учетом исследованных обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, судья обоснованно пришел к выводу, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено с учётом всех обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 25 мая 2017 года, вынесенное в отношении ООО «Дублин» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ООО «Дублин» без удовлетворения.
Решение в окончательной форме составлено 28 июля 2017 года.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь