судья Бажева Е.В. дело № 7-62/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард 24 февраля 2021 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Евсевьев С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Смирнова Василия Михайловича на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 03/4-445/2020 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее АО «Газпромнефть-ННГ», Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 02 декабря 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа представитель АО «Газпромнефть-ННГ» Смирнов В.М., не соглашаясь как с актом должностного лица, так и с судебным решением, просит их отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что, по его мнению, действия общества следует квалифицировать по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ как одно административное правонарушение, поскольку нарушения были выявлены в ходе одной плановой проверки, проходившей в период с 31 августа 2020 года по 25 сентября 2020 года. с вынесением одного постановления и назначения наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Кроме этого, Смирнов В.М. считает, что ни административный орган, ни судья не разобрались в сложившейся ситуации и ошибочно квалифицировали выявленные нарушения как отдельные административные правонарушения, назначив за каждое из них наказание в виде штрафа. Также автор обращает внимание на то, что, по его мнению, назначенное Обществу наказание по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, не отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель
( ст. 34, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» утвержден прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, следует, что проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов, установить границу, после превышения которой будет оказываться негативное воздействие.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению руководителя Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 19 августа 2020 года № 69-р в период с 31 августа 2020 года по 25 сентября 2020 года в акционерном обществе «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз (АО «Газпромнефть-ННГ»), осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.
По результатам проверки установлено, что АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и относящегося к объектам I-категории - код объекта: 71-0189-000584-П, место нахождения: ЯНАО, Пуровский район, Суторминское месторождение.
В результате хозяйственной деятельности указанного объекта образуются отходы производства и потребление в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к выводу о наличии в деянии АО «Газпромнефть-ННГ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований, не соглашаться с такими выводами не имеется в связи со следующим.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Все представленные доказательства, в их совокупности, исследованы и оценены как должностным лицом, так и судьей городского суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Газпромнефть-ННГ» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе распоряжением руководителя Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 августа 2020 года № 69-р, актом проверки № 67 от 25 сентября 2020 года, протоколом об административном правонарушении № 03/4-445/2020 от 15 октября 2020 года.
Факт не исполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлении такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 71-0189-000584-П, Обществом не оспаривается.
При таких данных вывод, как должностного лица административного органа, так и судьи городского суда, о наличии в деянии АО «Газпромнефть-ННГ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ является правильным.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.7.ст.8.2 КоАП РФ является длящимся, выявлено 26 сентября 2020 года. 30 января 2020 года Общество привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.6 КоАП РФ, в связи с чем, в постановлении должностного лица обоснованно указано о том, что наказание определено с учетом того, что на момент совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, Общество являлось лицом, ранее подвергнутым административному наказанию.
Согласно материалам дела АО «Газпромнефть-ННГ» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности, вопреки мнению защитника Общества, соблюдены.
Назначенное Обществу наказание определено в пределах санкции ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, с учетом положений чч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Оснований для переоценки выводов судьи городского суда относительно истечения сроков давности привлечения Общества к административной ответственности, не имеется, поскольку они достаточно мотивированы и не противоречат требованиям закона.
Само по себе не согласие защитника Смирнова В.М. с исследованными судом и должностным лицом доказательствами, желание дать им свою оценку и квалифицировать действия Общества как единое административное правонарушение, с учетом вышеприведенного, не является правовым основанием для от мены, либо изменения обжалуемых актов.
Неверное указание государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО1 в постановлении № 03/4-445/2020 о назначении административного наказания года его вынесения («2019» вместо «2020»), не является основанием для отмены, либо изменения акта должностного лица, поскольку из содержания обжалуемого постановления, протокола об административном правонарушении, как и из судебного решения, бесспорно следует то, что постановление о назначении административного наказания вынесено именно в 2020 году, в присутствии представителя Общества.
Ошибка, в части неверного указания года, по мнению судьи суда ЯНАО, не влияет на законность принятого решения, допущена при изготовлении должностным лицом оспариваемого постановления и является явно технической.
Материалы, имеющиеся в распоряжении судьи свидетельствуют лишь о том, что Обществом не исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлении такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, при осуществлении хозяйственной деятельности на конкретном объекте 1 категории НВОС, имеющим код 71-0189-000584-П, имеющим свое местоположение, на котором велась хозяйственная деятельность в определенный период времени, что образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
Иные эксплуатируемые Обществом объекты НВОС, указанные как в ходатайстве о соединении дел в одно производство, так и в жалобе, расположены в иных местах (территориально), и вели хозяйственную деятельность, без соответствующей документации в другие периоды времени.
При таких данных, оснований для объединении материалов и рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного постановления не усматриваю.
Мнение защитника о наличии оснований для объединении материалов (дел) и рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначения наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, является неверным и основано на неправильном толковании требований закона.
С учетом изложенного, ходатайство представителя АО «Газпромнефть-ННГ» Смирнова В.М. об объединении дел по жалобам на решения судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, которыми постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 №№ 03/04-442/2020, 03/4-443/2020, 03/4-444/2020, 03/4-445/2020, 03/4-446/2020 о привлечении АО «Газпромнефть-ННГ» к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ оставлены без изменения, подлежит отклонению, поскольку, предусмотренных законом оснований для его удовлетворения не имеется.
В ходе производства по настоящему делу нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, либо их изменение, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
Решение Ноябрьского городского суда от 02 декабря 2020 года в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья С.А. Евсевьев