ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-63(2 от 27.01.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-63(2)/2021

Судья Воронцова Е.С.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 27 января 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев протест прокурора Октябрьского района г.Тамбова на решение судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении администрации г.Тамбова Тамбовской области,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО1 от 24.09.2020 № *** администрация г.Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Прокурором Октябрьского района г.Тамбова 27.08.2020 вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации г.Тамбова дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, администрация г.Тамбова обратилась в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 декабря 2020 года жалоба администрации г.Тамбова удовлетворена, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным решением судьи, прокурором Октябрьского района г.Тамбова Антоновым С.В. принесен протест в вышестоящий суд о его отмене и возвращении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, вследствие чего решение судьи является незаконным.

Указывает, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что канализационный коллектор, на котором произошла аварийная ситуация, является частью производственно-технологического комплекса по отведению № 22 и числится в реестре муниципального имущества г.Тамбова. До настоящего времени договор о передаче в аренду имущества АО «Тамбовские коммунальные системы» не заключен. Ненадлежащее проведение мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в ходе осуществления эксплуатации принадлежащего на праве собственности администрации г.Тамбова Тамбовской области имущества (канализационного коллектора) повлекли попадание сточных вод в канал реки Цна с одновременным превышением предельно-допустимых значений химических веществ в объекте культурно-бытового водопользования.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Кочетыгову И.С., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как видно из материалов дела, и это правильно установлено судьей районного суда, 05.08.2020 в 12 час. 00 мин. по адресу: <...>, произошло разрушение канализационного коллектора (диаметром 1000 мм), в результате чего образовался провал грунта, и канализационные воды попали в канал р. Цна.

В связи с указанной аварийной ситуацией и загрязнением воды канала р. Цна, прокурором Октябрьского района г.Тамбова 27.08.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении администрации г.Тамбова. Данный субъект правонарушения определен прокурором в связи с тем, что канализационный коллектор, на котором произошла аварийная ситуация, не является бесхозяйным и числится в реестре муниципального имущества г. Тамбова, до настоящего времени в аренду гарантирующей организации АО «Тамбовские коммунальные системы» не передан.

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области от 24.09.2020 № *** администрация г.Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующей организацией признается организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

Положениями ч.ч. 2, 4 ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между администрацией города Тамбова и ОАО «Тамбовские коммунальные системы» 28 декабря 2009 года было заключено соглашение о порядке взаимодействия № ***, в рамках которого ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязано обеспечить бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в границах зоны обслуживания, в том числе в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия) и осуществляется водоотведение, при необходимости выполнять аварийно-восстановительные работы. Зоной обслуживания потребителей ОАО «Тамбовские коммунальные системы» является административная граница муниципального образования - город Тамбов.

Оценив приведенные обстоятельства и нормы права. Судья районного суда пришла к выводу, что гарантирующая организация обязана обслуживать данные сети и поддерживать их в надлежащем техническом состоянии.

Данный вывод том, что гарантирующая организация обязана обслуживать данные сети, основан на материалах дела и не противоречит им, поэтому вывод является верным.

Вместе с тем, судьей не приведено нормативных или иных (договор, соглашение) оснований для вывода о том, что ответственность за поддержание сетей, находящихся на балансе администрации г. Тамбова, не переданных гарантирующей организации (нет передаточного акта указанных объектов) в надлежащем техническом состоянии, то есть их содержание, должна быть возложена на гарантирующую организацию, а не на собственника, на которого бремя принадлежащего ему имущества возложена законом.

Судьей районного суда исследовано заключенное между администрацией города Тамбова и ОАО «Тамбовские коммунальные системы» 28 декабря 2009 года соглашение о порядке взаимодействия № ***. Вместе с тем, остались без внимания некоторые его положения, устанавливающие в частности зону ответственности и обязанности ОАО «Тамбовские коммунальные системы». Так, в соответствии с п. 2.3 Соглашения оператор (ОАО «Тамбовские коммунальные системы») обязуется производить реконструкцию арендованного имущества в соответствии с производственной программой, утвержденной муниципальным образованием.

При таких обстоятельствах решение судьи является преждевременным.

Кроме того, в судебном решении не приведено нарушение какого законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении каких действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, составляющих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ вменено администрации г. Тамбова.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При таких обстоятельствах, судьей районного суда в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому решение судьи от 23 декабря 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Тамбова.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации г. Тамбова, отменить, дело возвратить судье Ленинского районного суда г. Тамбова на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Ю.А. Курохтин