ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-650/17 от 07.04.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-650/2017 Судья: Смолюк Т.Л.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск 07 апреля 2017 года

Судья Челябинского областного суда Зарипова Ю.С., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу должностного лица инженера по охране окружающей среды ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технический физики имени академика Е.И. Забабахина» ФИО1 на решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 06 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном дагьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области М.Д.В. № 344-2016 от 31 августа 2016 года должностное лицо ФИО1, являющаяся инженером по охране окружающей среды Федерального государственного унитарного предприятия Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики (далее - ВНИИТФ), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением суд$и Снежинского городского суда Челябинской области от 06 февраля 2017 года указанное постановление должностного лица изменено в описательно-мотивировочной части: указано на наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность - оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; в резолютивной части в первом абзаце исключены слова «веществами, разрушающими озоновый слой или иными ; опасными веществами». В остальном указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе в областной суд ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения. Указывает, что судьей не была учтена судебная практика по аналогичным делам. Считает, что сроки рассмотрения материалов обоснования отходов со стороны ФГУП


2

«ФЦАО» и Росприроднадзора были затянуты, в связи с чем институт не успел в срок закончить разработку паспортов на опасные отходы и утвердить ПНООЛР. Полагает, что с учетом характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением возможно применение положений статьи 2.9. КоАП РФ. Находит неправомерной ссылку судьи о том, что действия должностных лиц ФГУП «ФЦАО» и Росприроднадзора по затягиванию сроков рассмотрения материалов обоснования отходов, не обжаловались, при; этом указывает, что обжалование данных действий должностных лиц является правом, а не обязанностью. Также в жалобе приведена хронология событий с момента направления материалов обоснования отходов в ФГУП «ФЦАО» и Росприроднадзора до утверждения ПНООЛР, со ссылками на Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 701, Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов; и лимитов на из размещение.

В судебном заседании ФИО1, ее защитник Поджарков А.В. доводы жалобы поддержали.

Представитель Росприроднадзора Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не нахожу.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские


3

свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Закона, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно части 4 статьи 18 указанного Закона юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать


4

экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им академ. Е.И. Забабахина» является создание и обеспечения безопасности ядерного оружия, разработка, изготовление и испытание образцов новой техники, и освоение технологии серийного выпуска изделий.

На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 14 июня 2016 года в отношении ВНИИТФ проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды. Проверка проведена в период с 05 июля по 01 августа 2016 года.

В ходе данной проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды, а именно, при осуществлении производственной и хозяйственной деятельности, в результате, которой происходило образование и размещение отходов производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из данных учета в области обращения с отходами за 4 квартал 2015 года установлено, что в 4 квартале 2015 года ФГУП « РФЯЦ-ВНИИТФ им академ. Е.И. Забабахина образованы следующие отходы:


5

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФКККО 47110101521) в количестве 1,78368 тонн (отход 1 класса опасности);

отходы термометров ртутных (код отхода по ФККО 47192000521) в количестве 0,002392 тонн ( отход 1 класса опасности)

отходы лития металлов (кроме отходов металлов, вошедших в Блок 4 группу 4 60) (код отхода по ФККО 37500000000) в количестве 0,180 тонн (отход 3 класса опасности);

стружки свинцовой незагрязненной (код отхода по ФККР 36121209223) в количестве 2.020 тонн (отход 3 класса опасности)

отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств, (код отхода по ФККО 36348597393) в количестве 8, 000 тонн(отход 3 класса опасности)

отходы при производстве готовых металлических изделий (код отхода по ФККО 36900000000) в количестве 0,970 тонн (отход 3 класса опасности);

отходы минеральных масел индустриальных (код отхода по ФККО 40613001313) в количестве 300 тонн(отход 3 класса опасности);

отходы органических растворителей, красок, лаков, мастик и смол (код отхода по ФККО 1400000000) в количестве 0,424 тонн (отход 3 класса опасности);

лом свинца несортированный (код отхода по ФККО 46240003203) в количестве 1,185 тонн (отходы 3 класса опасности);

лом свинца несортированный ( код отхода по ФККО 46240003203) в количестве 1.185 тонн (отходы 3 класса опасности);

шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (код отхода по ФККОМ 120002393) в количестве 1,400 тонн (отход 3 класса опасности);

аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита (код отхода по ФККО 011002523) в количестве 5,621 тонн (отход 3 класса опасности);

отходы асбеста в кусковой форме (код отхода по ФККО 34851101204) в количестве 2,820 тонн ( отход 4 класса опасности);

пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более (код ода по ФККО 3612101424) в количестве 2,357 тонн (отход 4 класса опасности);

эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла и нефтепродукты в количестве менее 15% (код отхода по ФККО 36122202314) в количестве 12,664 тонн (отход 4 класса опасности);


6

отходы песка от очистных и пескоструйных устройств (код отхода по ФККО 36311001494) в количестве 1,205 тонн (отход 4 класса опасности);

обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 310100524) в количестве 0,020 тонн (отход 4 класса опасности);

отходы фото- и кинопленки (код отхода по ФККО 41715001294) в количестве 0,094 тонн (отход 4 класса опасности);

отходы абразивных материалов (код отхода по ФККО 43510003514) в количестве 0,050 тонн (отход 4 класса опасности);

отходы резиноасбестовых изделий незагрязненные (код отхода по ФККО 45570000714) в количестве 0,045 тонн (отход 4 класса опасности);

картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код отхода ФККО 48120302524) в количестве 0,049 тонн (отход 4 класса опасности);

клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 48120401524) в количестве 0,050 тонн (отход 4 класса опасности);

мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный Д отхода по ФККО 72210101714) в количестве 2,575 тонн (отход 4 класса опасности);

осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод опасный (код отхода по ФККО 72210201394) в количестве 14,437 тонн (отход 4 класса опасности);

смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (код отхода по ФККО 73331001714) в количестве 0,026 тонн (отход 4 класса опасности);

мусор и смет производственных помещений малоопасный (код отхода по ФККО 73321001724) в количестве 1,243 тонн (отход 4 класса опасности);

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или продуктов менее 15 О/о) (КОД отхода по ФККО 91920402604) в количестве 0,017 тонн (отход 4 класса опасности);

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код отхода по ФККО 1 ГтлП2504) в количестве 7,550 тонн (отход 4 класса опасности);

фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (код отхода по ФККО -50101524) в количестве 0,042 тонн (отход 4 класса опасности).

Выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им академ. Е.И. Забабахина», изложены в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении об административном


7

правонарушении. Само юридическое лицо выявленные нарушения, установленные обстоятельства, не оспаривает.

Также установлено, что с 03 августа 2015 года по 12 февраля 2016 года ВНИИТФ осуществлялась производственная и хозяйственная деятельность, в результате которой происходило образование и размещение отходов производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок документа об утверждении нормативов по данной деятельности истек 02 августа 2015 года, а следующий документ был получен 12 февраля 2016 года, сроком действия до 11 февраля 2021 года. В результате чего были нарушены требования части 1 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», статей 11 и 18 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

На основании приказа от 02 февраля 2015 года № 500, в соответствии с должностной инструкцией контроль за соблюдением в подразделениях ВНИИТФ действующего экологического законодательства, участие в разработке планов института в области охраны окружающей среды и контроль за их исполнением, разработка нормативов воздействия института на окружающую среду возложен на инженера по охране окружающей среды ФИО1

Поскольку ФИО1 допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Указание в жалобе о затягивании сроков рассмотрения материалов обоснования отходов со стороны ФГУП «ФЦАО» и Росприроднадзора в связи с чем, институт не успел в срок закончить разработку паспортов на опасные отходы и утвердить ПНООЛР, не может повлечь отмену принятых актов.

Из предоставленных в материалы дела доказательств следует, что срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридического лица истек 02 августа 2015 года.

На момент окончания срока действия указанных документов действовали Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50.

Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 предусмотрено, что нормативы


8

образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды России.

Согласно пункту 11 вышеуказанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2014 года № 125 признан утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Настоящий приказ вступил в силу с 01 августа 2014 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа

2013 года № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I -IV классов опасности. Настоящее постановление вступило в силу 01 августа

2014 года.

Согласно пункту 6 указанных Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 декабря 2014 года № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности. Настоящий Порядок вступил в силу с 01 января 2016 года.

С учетом того, что вменяемое административное правонарушение является длящимся, юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения является, имелась ли возможность у хозяйствующего субъекта обязанность для соблюдения правил и норм с 02 августа 2015 года до 12 февраля 2016 года.

Как следует из части 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок


9

паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Несвоевременное выполнение данных требований законодательства не освобождает от выполнения установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку данное правонарушение представляет угрозу общественным интересам, безопасности окружающей среде, при этом не были выполнены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в таком случае не совместимо с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 5 от 17.02.2016.

Обстоятельства, при наличии которых ФИО1 может быть освобождена от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, в данном случае отсутствуют.

Судебная практика иных судов по аналогичным делам не является преюдициальной при рассмотрении данного дела.

Действия Росприроднадзора связанные с предоставлением ответов институту не могут быть предметом оценки в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Действия должностных лиц органов Росприроднадзора подлежат обжалованию в специально предусмотренном действующим законодательством порядке.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа, предусмотренных пунктом 2.2 части 2 статьи 4.1 КоАП РФ не


10

имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного решение судьи городского суда, постановление должностного лица отмене либо изменению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области М.Д.В. № 344-2016 от 31 августа 2016 года, решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу инженера по охране окружающей среды ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технический физики имени академика Е.И. Забабахина» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Зарипова Ю.С.