ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-655/17 от 21.11.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Корниевская Ю.А. Дело № 7-655/2017

РЕШЕНИЕ

21 ноября 2017 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Сорокина В.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области Швалова А.Г. от 13 июня 2017 года и решение судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области Швалова А.Г. № 08-07-88 от 13 июня 2017 года член комиссии по осуществлению закупок МКУ города Новосибирска «Калининское» Сорокин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Сорокин В.Н. в порядке статьи 30.1 КоАП РФ подал жалобу в районный суд.

Решением судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области Швалова А.Г. от 13 июня 2017 года оставлено без изменения, жалоба Сорокина В.Н. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Сорокин В.Н. просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить на основании пункта 3 статьи 30.7 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы указывает, что был привлечен к административной ответственности в качестве члена комиссии по осуществлению закупок МКУ г. Новосибирска «Калининское», за то, что «допустил заявку ООО «ГЕО-Энергия», не соответствующую требованиям действующего законодательства о контрактной системе, тогда как ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена за несоответствие заявки конкурсной документации. При этом в спорной закупке заявка ООО «ГЕО-Энергия» полностью соответствовала требованиям, указанным в конкурсной документации. Ссылаясь на положения статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывает, что сама процедура действий конкурсной комиссии не предполагает каких-либо иных рассмотрений и оценок заявок помимо их соответствия конкурсной документации и может отклонить заявку только по двум основаниям, указанным в статье 53 Федерального закона 44-ФЗ, а именно: если участник конкурса, подавший заявку, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана несоответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Считает неверным вывод должностного лица о том, что заявка ООО «ГЕО-Энергия» не соответствовала требованиям законодательства, поскольку в спорной закупке лицензируемый вид услуг не является самостоятельным объектом закупки, а только небольшой его частью. В конкурсной документации было установлено, что участник закупки может привлечь для оказания услуг, услуги требующей лицензию в том числе предоставив необходимые документы на субподрядную организацию, обладающую лицензией и, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в конкурсной документацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ. ООО «ГЕО-Энергия» в составе заявки на участие в конкурсе приложила все документы, декларации, которые были указаны в конкурсной документации при этом в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 14.1 конкурсной документации приложила документы, подтверждающие соответствие привлеченного субподрядчика для оказания услуг требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ – копию действующей лицензии № 054 00150 от 25 февраля 2016 года «На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности», выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, на осуществление сбора отходов IV класса опасности: транспортирование отходов класса опасности, выданной ООО «Чистота и порядок» с приложением копии Договора № И-01 от 01 июля 2016 года сроком на один год на оказание услуг по санитарному содержанию территории с указанной организацией. Полагает, что согласно разъяснениям, данным в пункте 7 «Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, лицензия у участника закупки должна быть только на работы или услуги, являющиеся самостоятельным объектом закупки. При этом в спорной закупке лицензируемый вид (сбор случайного мусора с дорог категории II-А) работ не является самостоятельным объектом закупки, а только небольшой его частью. Содержащиеся в аукционной документации, не повлекли ограничения количества участников конкурсной процедуры, не нарушил прав участников, интересов города Новосибирска. Закупка была проведена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, при этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе информацию и сведения, указанные в извещении и проведении открытого конкурса.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 вышеуказанного закона извещение о проведении открытого конкурса должно содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 указанного закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 августа 2016 года МКУ г. Новосибирска «Калининское», разместило в ЕИС извещение и документацию о проведении открытого конкурса на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения транспортно-эксплуатационных категорий IIБ, IIIА, IIIБ, сбор случайного мусора с объектов улично-дорожной сети транспортного-эксплуатационных категорий IIА Калининского района в зимний период 2016-2017 годов (закупка №0851300006116000003).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 15.09.2016 №ПРО1 конкурсная заявка ООО «ГЕО-Энергия» признана соответствующей, данный участник признан победителем конкурса.

При этом ООО «ГЕО-Энергия» не была представлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что не соответствует пункту 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ, что свидетельствует о несоответствии заявки требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, комиссия по осуществлению закупок МКУ г. Новосибирска «Калининское», членом которой являлся Сорокин В.Н. признала данную заявку соответствующей незаконно.

Отказывая в удовлетворении жалобы и оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Сорокина В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, при этом судья исходил из того, что факт совершения вмененного Сорокину В.Н. административного правонарушения установлен и подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе конкурсной документацией, протоколом об административном правонарушении, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и оснований для иной оценки не усматриваю.

Из конкурсной документации следует, что объектом закупки является: «Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения транспортно-эксплуатационных категорий IIБ, IIIА, IIIБ, сбор случайного мусора с объектов улично-дорожной сети транспортно-эксплуатационной категории IIА Калининского района в зимний период 2016-2017 годов».

В разделе «Информация об объекте закупки» указаны наименование товара, работы, услуги, и перечислены виды работ, подлежащих исполнению. При этом сбор случайного мусора с объектов улично-дорожной сети транспортно-эксплуатационной категории IIА является одной из самостоятельных частей объекта закупки, а не содержится в перечне видов работ.

Следовательно, для признания заявки, соответствующей требованиям конкурсной документации и законодательству о контрактной системе заявка должна содержать в себе соответствующую лицензию, которая в заявке ООО «ГЕО-Энергия» отсутствовала.

Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения контракта не исключает необходимость наличие действующей лицензии у участников закупки.

Указание на право заключения договора субподряда с лицензированной организацией и требование о представлении такого договора и лицензии субподрядчика, как на обстоятельство, освобождающее от ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, несостоятельно.

Заявка участника, который не соответствует требованиям, подлежала отклонению в силу положений законодательства о контрактной системе.

Судьей районного суда в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо заказчика, разместившее заявку в единой информационной системе, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения, что соответствует требованиям статьи 26.1 КоАП РФ.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в жалобе, судья не усматривает, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов судьи районного суда и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем не являются основанием для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица. Судьей районного суда правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Доводы об отсутствии состава правонарушения и наличия противоречивой судебной практики, основанной на том, что подрядчик в силу статьи 706 ГК РФ вправе привлечь к выполнению своих обязательств иных лиц, имеющих соответствующую лицензию, не принимаю. В соответствии с конкурсной документацией предметом конкурса являются два самостоятельных вида работ, по одному из которых необходимо наличие лицензии.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, пункта «г» части 2 статьи 51 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в силу конкурсной документации требования, в ней содержащиеся, относятся именно к участнику конкурса, а не к иному лицу.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Сорокина В.Н. в связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат оставлению без изменения.

Административное наказание Сорокину В.Н. назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для отмены или изменения вынесенных по делу решения и постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области Швалова А.Г. № 08-07-88 от 13 июня 2017 года и решение судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года оставить без изменения, жалобу Сорокина В.Н. – без удовлетворения.

Судья