ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-658/2016 от 25.05.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Ганеев Р.Г.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-658/2016 25 мая 2016 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» - ФИО1,

с участием представителя Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2016 года, которым постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре С.*** от ***, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, а также представление *** от *** - оставлено без изменения, а жалоба ООО «РН- Юганскнефтегаз» - без удовлетворения,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре С.*** от *** ООО «РН-Юганскнефтегаз», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за несвоевременное предоставление полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов при эксплуатации нефтепровода *** мм, т. *** - т. *** (т.вр.к. ***) на *** расположенного на территории ***.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица обратился в Нефтеюганский районный суд с жалобой об отмене постановления.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 просит отменить решение суда и признать незаконным постановление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения; постановлением Правительства ХМАО-Югры № 5-п не предусмотрено представление в уполномоченный орган сведений об объеме и количестве пролитой нефти, площади загрязнения, гидрометеорологической обстановке, дополнительной информации о разливе и ходе ликвидации; Обществом в адрес Росприроднадзора была направлена телефонограмма 17.10.2015 г. об инциденте; приказом МПР РФ от ****** не установлены сроки предоставления информации об инцидентах. В связи с чем, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 поддержал жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО2 считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Как видно из материалов дела, вывод о виновности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении правонарушения основан на собранных по делу доказательствах.

Вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия или бездействие, повлекшие несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в сфере экологии.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Под экологической информацией, по смыслу ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременного информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011 № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории ***».

Согласно п.1.4 постановления Правительства ХМАО-Югры утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). В данной схеме Росприроднадзор по ХМАО - Югре назван среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях в течение 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом МПР РФ от 03.03.2003 № 156, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛAPH), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

В приложении № 1 к Указанию по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, указан перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России.

Согласно данному перечню сообщение должно содержать: дату, время и место разлива нефти и нефтепродуктов; источник загрязнения; причину разлива нефти и нефтепродуктов; вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; площадь загрязнения; назначение и вид использования загрязненной территории (акватории); гидрометеорологическую обстановку; попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды; для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории; для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии; возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛAPH; принятые меры; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, *** в *** произошел инцидент на нефтепроводе *** мм т*** (т.вр.***) ***. В результате которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Согласно телефонограмме № 1066 от 17.10.2015, поступившей 19.10.2015 в Росприроднадзор по ХМАО - Югре из ООО «РН-Юганскнефтегаз», инцидент на нефтепроводе *** мм т.*** (т.вр.к ***) *** произошел на землях запаса с координатами ***

Телефонограмма поступившая в Росприроднадзор по ХМАО – Югре, не содержала в полном объеме информацию, предусмотренной Перечнем обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России, а именно: вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; площадь загрязнения; гидрометеорологическую обстановку; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.

Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и что Общество направило необходимую информацию в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре по форме, утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры № 5-п, являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению, так как при разливе нефти нефтедобывающая организация обязана предоставлять немедленно (не позднее 24 часов с момента обнаружения инцидента) сведения в Природнадзор – Югры, по форме, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 5-п от 14.01.2011 года, и в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре по форме, утверждённой Приказом МПР России № 156 от 03.03.2003 года.

Так, согласно Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом МПР РФ от 03.03.2003 № 156, утвержденная данным приказом форма сообщения в органы Роспироднадзора сведений о разливах нефти, необходима для определения уровня чрезвычайности ситуации и принятия в случае необходимости неотложных мер по устранению последствий разливов.

В связи с чем, данной формой и предусмотрены такие сведения как вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; площадь загрязнения; гидрометеорологическую обстановку; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.

В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Немедленное сообщение сведений о разливе нефтепродуктов в органы Роспироднадзора по форме, утвержденной Приказом МПР России № 156 от 03.03.2003 года, относится к вопросам экологической безопасности РФ, необходимостью немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации со стороны соответствующих федеральных органов. В связи с чем, данный приказ обязателен для исполнения всеми организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организациями, имеющими опасные производственные объекты.

Довод жалобы о том, что сообщив сведения по форме, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011г. № 5-п, юридическое лицо выполнило возложенные на него обязанности, являются необоснованными, так как организация, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организация, имеющая опасные производственные объекты, обязана выполнять требования нормативных актов как федерального уровня, так и требования нормативных актов субъекта РФ.

В связи с чем, в случае разлива нефти и нефтепродуктов, нефтегазодобывающая организации обязана направлять сведения в органы Росприроднадзора по форме, утверждённой приказом МПР России № 156 от 03.03.2003 года (для определения уровня чрезвычайности ситуации соответствующими органами), а также направлять сведения в соответствующие органы по форме, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011г. № 5-п, принятого с учетом местной специфики.

Оба акта имеют юридическую силу и подлежат неукоснительному соблюдению организациями (осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организациями, имеющими опасные производственные объекты), осуществляющими хозяйственную деятельность на территории ХМАО-Югры.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2016 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов