Судья Суворова С.М. 7-668/2021
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу технического директора ПТП КОСК филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводканал» ФИО1 на решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - госинспектор Росприроднадзора) ФИО2 от 24.03.2021 № 21-39/ВП/1-52/3 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – юридическое лицо, предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей (далее – постановление от 24.03.2021).
Решением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.06.2021 постановление от 24.03.2021 оставлено без изменения, жалоба директора филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» ФИО3 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 30.06.2021).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, технический директор ПТП КОСК филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводканал» ФИО1 считает постановление от 24.03.2021 и решение судьи от 30.06.2021 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства. Не согласен с содержащимися в обжалуемом постановлении от 24.03.2021 выводами госинспектора Росприроднадзора, с которыми согласился судья городского суда, о выявленных плановой выездной проверкой нарушениях по объекту 07-0126-001272-П (производственная база с. Привольное), допущенных предприятием, поскольку считает, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не является отходом производства IV класса опасности, а сам процесс накопления данной смеси не является хранением или захоронением данных отходов; отсутствует документальное (лабораторное) подтверждение того, что осадки сточных вод, образующиеся на очистных сооружениях, являются отходом производства IV класса опасности, то есть подпадают под регламентированный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 код (7 22 200 01 39 4) «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод».
По утверждению заявителя, образованные осадки и ил после очистных сооружений поступают на иловые площадки для обезвоживания и далее на площадку для стабилизации, где осуществляется выдержка в естественных условиях (3 года), в процессе которой достигается дополнительная подсушка, минерализация органических веществ и структуры и в конечном итоге образуется почво-грунт - органическое удобрение, на которое получен в установленном порядке сертификат соответствия продукции № 1118416 от 14.03.2019, сроком действия по 14.03.2022, в котором указано, что осадки сточных вод на объекте ОСК <...> являются удобрениями органическими и не являются отходом. Договор на приём отхода в предприятии отсутствует, так как осадок сточных вод не является отходом, он никуда не удаляется, не предназначен для удаления и не подлежит удалению и используется в технологическом процессе, а именно осадок сточных вод после его обезвоживания и подсушки на иловых площадках, согласно документу № 000082-О об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о негативном воздействии на окружающую среду (вх. Росприроднадзора от 11.06.2019 № 17-29/3244), используется для подсыпки (обваловок) иловых площадок и дамб очистных сооружений. Отсутствие образования в технологическом процессе отхода (илового осадка), обязывает природопользователя не включать его в годовую отчётность: декларацию, ПЭК, 2-ТП отходы, журналы в области обращения с отходами.
По утверждению заявителя, госинспектором Росприроднадзора и судьёй городского суда указанные обстоятельства не изучены и не учтены при вынесении обжалуемых актов по настоящему делу об административном правонарушении.
Считает, что постановление от 24.03.2021 вынесено должностным лицом административного органа при отсутствии в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Просит отменить постановление от 24.03.2021 № 21-39/ВП/1-52/3 и решение судьи от 30.06.2021, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение заместителя начальника отдела правового обеспечения Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа, в том числе на на должностных лиц - от 10000 рублей до 30000 рублей.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В частности, указанные требования регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), а также в нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Законом № 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Кроме этого, ст. 73 Закона № 7-ФЗ определено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.01.2021 № 39 с 04.02.2021 по 02.03.2021 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – предприятие) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, оформленная актом проверки от 10.03.2021 № 21-39/ВП/1 (далее – акт проверки) (т. 1 л.д. 98-122).
В акте проверки отражены нижеследующие установленные обстоятельства.
Предприятие осуществляет приём канализационных стоков от населения п. Привольное на очистные сооружения (марки КУ-200), которые расположены на окраине поселка, на берегу речки Вонючка, на расстоянии 80 метров от берега. Канализационные стоки после очистки с очистных сооружений сбрасываются в реку Вонючка.
Сточные воды, поступающие на очистные сооружения, образуются от жизнедеятельности населения села Привольное с населением 450 человек и характеризуются как хозяйственно-бытовые.
Сброс сточных вод осуществляется на автономные очистные сооружения канализации.
Максимальная производительность очистных сооружений составляет 200 куб.м/сут. ежедневное количество сточных вод, сбрасываемых на данные очистные составляет 45 куб.м/сут.
Сточные воды, пройдя очистку на очистных сооружениях, поступают на участок доочистки, где производится их дополнительное обеззараживание в резервуарах методом хлорирования.
Пройдя все стадии очистки, вода сбрасывается по полиэтиленовой трубе длиной 80-90 м в реку Вонючка.
Способ очистки сточных вод - биологическая очистка.
Состав очистных сооружений: административный корпус; дробилка - 2 шт.; аэротенки – 2 шт.; иловые площадки - 3 шт.; контактный резервуар – 1 шт.; лоток Паршаля – 1 шт. 5
Согласно ГОСТ 25298-82 установки компактные для очистки бытовых сточных вод, типы, основные параметры и размеры (с Изменением № 1) периодичность удаления избыточного активного ила в зависимости от действительного загрязнения сточных вод и климатических условий уточняется в процессе эксплуатации установки в соответствии с ее паспортом и инструкцией по эксплуатации.
В рамках проведения проверки предприятием представлен паспорт КУ-200 «Установка компактная для очистки бытовых сточных вод», согласно которому:
сточные воды с активным илом, с предварительно измельченными взвешенными веществами подаются в аэротенк через вводной патрубок;
на дне аэротенка расположены 4 перфорированные трубы, в зоне минерализатора 1 труба поз. 2. Аэрация аэротенка и минерализатора производится компрессором;
после аэрации сточные воды поступают через прорези в стенке в зону отстаивания - в бункера, где происходит отделение активного ила от сточной жидкости. Активный ил оседает на дно, очищенные сточные воды поднимаются кверху, переливаются через треугольные водосливы в лотки сборно-отводные поз. 9 и отводятся из установки через отводящий патрубок поз. 15;
собравшийся в отстойнике активный ил перекачивается эрлифтами в аэротенк и минерализатор. В аэротенке активный ил способствует технологическому процессу, в минерализаторе избыточный ил подвергается минерализации;
минерализованный активный ил из минерализатора периодически (ориентировочно 1 раз в 10 дней) удаляется через выходной патрубок поз. 16, находящийся в нижней зоне, на иловые площадки.
Согласно пояснительной записке главного инженера ФИО5 иловый осадок хранится более трех лет на иловых площадках.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора №242 от 22.05.2017 года «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод относятся к 4 классу опасности (7 22 200 01 39 4), из группы отходов «Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту» (7 22 200 00 00 0).
В рамках проверки 08.02.2021 года отобраны пробы подсушенного ила с иловых площадок очистных сооружений с. Привольное (пробы отходов № 7/1 и № 7/2).
В соответствии с экспертным заключением от 04.03.2021 года № 15 по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного надзора установлено, что отходы №7/1 и №7/2 согласно Приказу МПР РФ № 536 от 04.12.2014 года «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» относятся к V классу опасности для окружающей природной среды.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы №7/1 и №7/2 можно отнести к коду 7 22 200 00 00 0: «Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту».
Учитывая, что размещение осадков (отходов) образующихся в процессе очистки сточных вод осуществляется, в том числе, в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, целесообразно считать, что иловые карты (площадки) являются объектом обезвреживания отходов.
В связи с вышеизложенным, сделан вывод, что класс опасности вышеуказанных отходов может меняться с IV класса опасности на V класс опасности.
У предприятия отсутствует договор по приему илового осадка, таким образом, предприятие самостоятельно использует его без установленных условий и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды.
Однако в программе производственного экологического контроля ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2020 по объекту ОНВ производственная база с. Привольное сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной или иной деятельности и поступающих в окружающую среду, отсутствуют.
В представленных предприятием журналах в области обращения с отходами производства и потребления, сведения об образовании на очистных сооружениях с. Привольное отходов не содержатся. При этом отчетность в области обращения с отходами представляется за филиал предприятия - «Кавминводоканал».
Установлено, что у предприятия по объекту 07-0126-001272-П (Производственная база с Привольное) отсутствуют:
разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами;
в раннее разработанных нормативах образования отходов и лимиты на их размещение - данные об образовании отходов «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» относятся к IV классу опасности (7 22 200 01 39 4), из группы отходов «Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту» (7 22 200 00 00 0);
документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, у лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Данная обязанность закреплена п. 15 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 24.11.2016 № 26-07.01.00.005-Р-РСБХ-С-2016-01959/00 (срок действия до 24.11.2021) для сброса очищенных сточных вод в реку Вонючка в 9,9 км. от устья в Предгорном районе по географическим координатам 44°00"39.13" СШ 42°56"34.84"ВД.
Осуществление деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности (по обращению с отходами) в отсутствие соответствующих рассчитанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является нарушением абз. 3 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.
Изложенное послужило основанием для составления госинспектором Росприродназора ФИО6 протокола № 21-39/ВП/1-52/1 от 10.03.2021 об административном правонарушении в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а впоследствии – вынесения госинспектором Росприроднадзора ФИО2 постановления № 21-39/ВП/1-52/3 от 24.03.2021 о привлечения указанного юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей (т. 1 л.д. 54-63, 65-74).
Нахожу законными и обоснованными выводы суда первой инстанции, что данное административное правонарушение допущено по вине указанного юридического лица.
Судья городского суда правильно исходил из того, что совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
При этом судья городского суда обоснованно отклонил доводы жалобы, посчитав таковые направленными на иную оценку исследованных доказательств.
Соглашаясь с выводами судьи городского суда, считаю необходимым также указать следующее.
Заявитель не отрицает, что в процессе деятельности очистных сооружений с Привольное с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) поступает смесь сырого осадка и избыточного активного ила для обезвоживания, а затем – для стабилизации.
Вопреки выводу госинспектора Росприроднадзора, заявитель считает, что образуемый в технологическом процессе данный иловый осадок не является отходом производства IV класса опасности, не подпадает под регламентированный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 код (7 22 200 01 39 4) «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», поскольку документальное (лабораторное) подтверждение тому отсутствует.
Данный довод жалобы отклоняется ввиду следующего.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ:
отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках), в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Статьей 4.1 Закона № 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В силу ГОСТ Р 54535-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 28.11.2011 № 614-ст), на сооружениях водоподготовки и очистки сточных вод непрерывно образуются осадки сточных вод, которые относятся к группе отходов «отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды».
В Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включена группа отходов 7 22 200 00 00 0 «Отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», в которую входит подгруппа 7 22 200 00 00 0 «Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту».
При этом в указанную подгруппу включен отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод».
В соответствии с п. 9.2.14.1 Свода правил СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физикомеханических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде
Сырой осадок сточных вод из первичных отстойников откачивается насосами и подается в резервуары сырого смешанного осадка, откуда при помощи насосов осадок поступает на цех механического обезвоживания осадка (декантеры). На декантерах происходит отделение осадка от воды, в результате влажность осадка снижается до 70 %, а объем уменьшается в 7-8 раз. После декантеров осадок с помощью насосов подается в бункер накопитель, откуда вывозится тракторной техникой на площадки складирования для дальнейшей сушки.
Как утверждает заявитель, данный осадок никуда не удаляется, не предназначен для удаления и не подлежит удалению, а после очистных сооружений поступает на иловые площадки для обезвоживания и далее на площадку для стабилизации, где осуществляется выдержка в естественных условиях (3 года), в процессе которой достигается дополнительная подсушка, минерализация органических веществ и структуры и в конечном итоге образуется почво-грунт - органическое удобрение, на которое получен в установленном порядке сертификат соответствия продукции № 1118416 от 14.03.2019, сроком действия по 14.03.2022. После обезвоживания и подсушки на иловых площадках, согласно документу № 000082-О об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о негативном воздействии на окружающую среду (вх. Росприроднадзора от 11.06.2019 № 17-29/3244), данный осадок используется для подсыпки (обваловок) иловых площадок и дамб очистных сооружений.
В письме Росприроднадзора от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630 "О направлении разъяснений" со ссылкой на ст. 1 Закона N 89-ФЗ, дающей понятие обезвреживания отходов, разъяснено: «Учитывая, что размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов».
Таким образом, поскольку сырой осадок сточных вод из первичных отстойников поступает на иловые карты (площадки) именно в целях уменьшения его массы, изменения физических и химических свойств, также снижения уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то иловые карты (площадки), по сути, являются объектом обезвреживания отходов. Соответственно, сам осадок после откачки его насосами из первичных отстойников представляет собой отход, поступающий в цех механического обезвоживания осадка (декантеры) для обезвоживания.
Однако разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, а также договор на приём отхода в предприятии отсутствуют.
В нарушение положений ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ, ст. 73 Закона № 7-ФЗ, должностные лица предприятия не имеют документов о соответствующей квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, необходимой для допуска к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Из материалов дела видно, что определение о назначении административного расследования по делу лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в порядке ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, не выносилось и административное расследование, в порядке ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, не проводилось.
Настоящее дело рассмотрено госинспектором Росприроднадзора по существу в пределах полномочий, предоставленных ему ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ, по результатам выездной внеплановой проверки, проведенной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Настоящее дело рассмотрено госинспектором Росприроднадзора по существу в соответствии с общим правилом территориальной подсудности, предусмотренным ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, то есть месту совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение выражено в форме бездействия в виде неисполнения предприятием возложенных на него правовыми актами обязанностей, что выявлено по результатам проведённой проверки юридического лица - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по исполнению законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
В акте проверки от 21-39/ВП/1 от 10.03.2021 и постановлении от 24.03.2021 указано два места совершения правонарушения:
очистные сооружения объекта 07-0126-001272-П – Производственная база (<...>);
филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» Производственно-техническое подразделение Пятигорское.
Село Привольное расположено на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.
Согласно сведениям, находящимся в открытом доступе в сети Интернет, филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» Производственно-техническое подразделение Пятигорское расположен по адресу: 357500, <...>.
Учитывая изложенное, местом совершения административного правонарушения является место нахождения филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводоканал» Производственно-техническое подразделение Пятигорское: 357500, <...>.
По общему правилу, установленному п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, подаётся лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из постановления от 24.03.2021 усматривается, что настоящее дело рассмотрено госинспектором Росприроднадзора по месту нахождения Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по адресу: <...>, каб. 6 (л.д. 34).
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора, от имени которого должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении, согласно Положению, утвержденному приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 года № 479, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, а также в Каспийском море.
Территориальная юрисдикция Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора распространяется на всю территорию Ставропольского края, в том числе на место совершения административного правонарушения.
Учитывая изложенное, а также исходя из того, что общее правило подсудности рассмотрения жалоб на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, должно применяться во взаимосвязи c общим правилом подсудности рассмотрения (разрешения) дел об административных правонарушениях, предусмотренным ч. 1 ст. 29.5 названного Кодекса, а также руководствуясь вышеуказанными разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", прихожу к выводу, что жалоба на постановление от 24.03.2021 правомерно рассмотрена и разрешена Пятигорским городским судом Ставропольского края, то есть по месту совершения административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи городского суда о доказанности вины ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с учётом положений ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 30.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» оставить без изменения, жалобу технического директора ПТП КОСК филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Кавминводканал» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО7