ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-669/2022 от 13.07.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Залугин С.В. дело № 7-669/2022

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 13 июля 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» Кобец Олега Николаевича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…> и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. № <…> юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» (далее - ООО «Кавмининтер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

24 марта 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г., на основании части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесено в адрес ООО «Кавмининтер» представление № <…> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, а также в письменных пояснениях к ней, генеральный директор ООО «Кавмининтер» Кобец О.Н. считает постановление должностного лица, представление от 24.03.2021 и решение судьи от 19.05.2021 незаконными, необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства. Просит отменить состоявшиеся по делу акты, вынести по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить в связи с отсутствием события вмененного обществу правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в «Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, диоксид углерода отсутствует, следовательно, данное вещество не относится к загрязняющему, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем у общества отсутствует обязанность проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и их источников, постановке на учет источников выбросов, учете выбросов вредных (загрязняющих веществ).

Кроме того, в письменных пояснениях указывает, что вывод о том, что диоксид углерода относится к загрязняющим атмосферный воздух веществам, в отношении которых установлены меры государственного регулирования, соответственно, газоотделитель является источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ - противоречит вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение для настоящего дела судебным актам.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Кавмининтер» Кобец О.Н. и защитник ООО «Кавмининтер» адвокат Калюгина Н.С. доводы, изложенные в жалобе и письменных пояснениях, поддержали, просили ее удовлетворить, также просили постановление и представление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

- загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

- источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

- стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно положениям ст. 25 Закона № 96-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату привлечения должностного лица к административной ответственности):

производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1);

юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2);

сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п. 3).

В силу положений п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (абз. 1);

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз. 7).

Частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 67 Закона № 7-ФЗ:

производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2);

программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (п. 3).

Согласно Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74:

программа производственного экологического контроля (далее – ППЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду (абз. 1 п. 1);

раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» ППЭК должен содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п. 4);

раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (абз. 1 подп. 1 п. 6).

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

Так, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Порядка № 352).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду систематизируются и документируются полученные результаты (п. 3 Порядка № 352).

При проведении инвентаризации выбросов определяются: показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса) (п. 5 Порядка № 352).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296), введенные в действие 01.03.2021 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), в которых в таблице 2.1. «Предельные допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны» включено вещество «углерода диоксид» и установлена величина ПДК – 27000/9000 мг/м3, класс опасности – 4.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела, в период с <…> Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кавмининтер», по результатам которой составлен акт проверки <…>, согласно которому в ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины № <…>на <…>на основании лицензии <…>. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде <…>.

Неотъемлемой частью указанной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод <…>, расположенного на территории <…>.

В соответствии п. 3.1 лицензионного соглашения срок действия лицензии установлен до <…>.

08.10.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю зарегистрированы «Изменения и дополнения к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод <…> месторождения, расположенного на <…>.

Пунктом 1 раздела 4 изменений лицензионного соглашения п. 6.1 лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки <…> месторождения.

Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины № <…> на <…> месторождении, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю <…>, срок действия лицензии продлен до <…> (п. 4 дополнения).

Во исполнение требований п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ ООО «Кавмининтер» подало 07.12.2017 заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объект <…>- площадка организации, категория объекта III-я, категория риска умеренная (5). Объект постановлен на учет по адресу: <…>.

Во исполнение требований п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ ООО «Кавмининтер» утверждена Программа производственного экологического контроля (ППЭК) 2019 года.

ППЭК по своей структуре соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, однако она утверждена без учёта:

- применяемых технологий;

- особенностей производственного процесса;

- оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В частности, в ППЭК 2019 года не содержатся следующие сведения:

- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а именно сведения о стационарном источнике - газоотделителе, осуществляющем выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества - диоксида углерода (углекислого газа) - в нарушение абз. 1 п. 1 Требований № 74, в разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»;

- об образующихся отходах производства и потребления в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, а именно сведения об отходах при добыче воды и (или) отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - в нарушение п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, абз. 1 п. 1, п. 6 Требований № 74.

Факт несоответствия утверждённой обществом ППЭК 2019 года вышеуказанным требованиям подтвержден экспертным заключением № <…>, подготовленным экспертами В.М.С. и Г.А.В. по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, представленным в межрегиональное управление <…>. Данным заключением установлено, что согласно п. 13.3 «Мероприятия по охране атмосферного воздуха» при эксплуатации <…> месторождения загрязнение атмосферного воздуха может возникнуть в результате поступления выхлопных газов транспортных и других передвижных средств, и выделений спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода на сбросе минеральной воды, необходимого для сохранения целостности ствола скважины и качества минеральной воды и из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. Однако в инвентаризации обществом не учтены выбросы спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода и выбросы из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. Кратковременный выброс загрязняющих веществ, в атмосферный воздух, предусмотренный технологическим процессом является залповым выбросом. Залповые выбросы подлежат учёту на тех же основаниях, что и выбросы различных производств (установок и оборудования) функционирующих без залповых режимов.

В разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» ППЭК указано, что источники выбросов отсутствуют. Однако источником выделения загрязняющих веществ является газоотделитель. Выброс загрязняющего вещества (диоксида углерода) в атмосферный воздух от газоотделителя подтверждается результатами анализов состава газа из скважины № <…> за <…> представленными ООО «Кавмининтер» в информационных отчетах.

Факт образования у общества в процессе эксплуатации <…> месторождения отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления подтверждается договором на оказание услуг по транспортированию жидких коммунальных отходов № <…>, заключенным с ООО «АС-Строй<…>, на транспортирование отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код <…>, а также счет-фактура от <…> о выполнении услуги по вывозу отходов.

Кроме того, в ходе проверки выявлены следующие нарушения экологических требований, допущенные обществом:

- непроведение обществом производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха - в нарушение п.п. 1 и 2 ст. 25, ст. 30 Федерального Закона № 96-ФЗ;

- непредставление обществом информации о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха - в нарушение п. п. 1 и 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ;

- неосуществление обществом учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников - в нарушение абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

На основании акта проверки от <…>, руководствуясь ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, государственным инспектором Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении № <…> в отношении ООО «Кавмининтер».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения <…>должностным лицом Росприроднадзора постановления № <…> о привлечении ООО «Кавмининтер» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и внесения в его адрес представления № <…> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно представлению от <…> на ООО Кавмининтер» возложены обязанности принять меры по устранению причин и условий нарушения, а именно:

- принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

- обеспечить контроль за исполнением требований законодательства;

- разработать и утвердить план устранения недостатков, а также представить данный план в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора.

Информацию о принятых мерах представить в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора в течение одного месяца со дня получения представления.

Выводы должностного лица и суда о виновности общества в совершении вменяемого правонарушения надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Кавмининтер» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия ООО «Кавмининтер» квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами этого Кодекса.

Доводы жалобы о том, что с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса, общество не производит выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; применяемое обществом техническое средство – газоотделитель не выделяет в атмосферу загрязняющих веществ, поэтому не является стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ; проведение инвентаризации для общества не является обязательным, поэтому сведения, установленные п. 4 Требований № 74, не подлежат включению в ППЭК – обоснованно признаны несостоятельными и отклонены судьей городского суда.

Так, в соответствии с положениями статей 11, 22 Закона о недрах владелец лицензии на пользование недрами обязан выполнять условия, установленные лицензией.

Действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.

Технологическая схема - это проектный документ, на основании которого осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с п. 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Для каждого месторождения, исходя из его характеристик и особенностей, лицами, обладающими специальными познаниями, подготавливается конкретный, относящийся только к разработке данного месторождения проектный документ, который включает, в числе прочих:

- мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами (п. 12 Положения № 118);

- выбор контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод (пп. «в», п. 13 Положения № 118).

Указанный проектный документ, до утверждения недропользователем, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, которой может быть принято решение об отказе в согласовании проектной документации, в случае ее несоответствия требованиям к составу и содержанию, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

Во исполнение пунктов 3.2.2, 3.2.3 Условий пользования недрами к дополнению от <…> к лицензии, ООО «Кавмиинтер» разработало, согласовало и утвердило в 2013 году программу ведения мониторинга подземных минеральных вод на <…> месторождении в <…>, а также технологическую схему разработки <…> месторождения (скважина № <…>) минеральных вод в <…>.

В данных проектных документах содержатся сведения о наличии действующего три раза в месяц (при контрольных замерах дебита объемным способом) стационарного источника выбросов в атмосферный воздух – газоотделителя.

Согласно экспертному заключению № <…> предусмотренное технологическим процессом загрязнение атмосферного воздуха может возникнуть в результате кратковременных (залповых) выбросов спонтанной фазы диоксида углерода из минералопровода и из газоотделителя при проведении режимных наблюдений. При эксплуатации <…> месторождения имели место выбросы загрязняющего вещества (диоксида углерода) в атмосферный воздух от газоотделителя, что подтверждается результатами анализов состава газа из скважины № <…>за <…> 2020 года, представленными обществом в информационных отчетах.

Судья городского суда пришел к правильным выводам о том, что в инвентаризацию выбросов подлежат включению все загрязняющие вещества, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников подлежат включению в ППЭК; диоксид углерода является загрязняющим веществом, а газоотделитель – источником выброса данного вещества в атмосферный воздух; в ППЭК 2019 года ООО «Кавмининтер» сведения о стационарном источнике - газоотделителе, осуществляющем выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества - диоксида углерода (углекислого газа), отсутствуют.

Являются несостоятельными доводы жалобы о том, что диоксид углерода не включен в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, в связи с чем данное вещество не относится к загрязняющим веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования и установлены нормативы выбросов в целях учета негативного воздействия на окружающую среду.

Так, общеизвестным и неподлежащим доказыванию (ст. 61 ГПК РФ) является тот факт, что CO2 (диоксид углерода) является основным парниковым газом. Углекислый газ нетоксичен, но по воздействию его повышенных концентраций в воздухе на воздуходышащие живые организмы он относится к удушающим газам. Опасными концентрациями считаются уровни около 7-10%, при которых развивается удушье, проявляющее себя в головной боли, головокружении, расстройстве слуха и в потере сознания человека (симптомы, сходные с симптомами высотной болезни), в зависимости от концентрации, в течение времени от нескольких минут до одного часа. Вдыхание воздуха с высокими концентрациями газа может повлечь смерть человека от удушья.

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 диоксид углерода отнесен к загрязняющим веществам IV класса опасности и установлены его предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны.

Кроме того, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» диоксид углерода относится к вредным веществам IV класса опасности.

Также являются несостоятельными и подлежащими отклонению доводы жалобы о том, что в процессе эксплуатации скважины № <…> <…> месторождения возникают технологические потери добытого полезного ископаемого - минеральной воды, утилизируемые обществом, согласно Технологической схеме разработки месторождения, данный порядок утилизации технологических потерь добытой минеральной воды, описанный в Технологической схеме разработки месторождения порядка, а также ошибочное указание в предмете договора с № <…>с <…> «на оказание услуг по выводу жидких коммунальных отходов» не дает основания квалифицировать технологически обоснованные потери минеральной воды как отход производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что обществом заключен договор № <…>от <…>с <…>на оказание услуг по транспортированию жидких коммунальных отходов: отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код <…>. Представлен счет-фактура от <…> о выполнении услуги по вывозу отходов. При этом <…> имеет лицензию № <…>на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, в том числе отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления - код <…>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в процессе эксплуатации скважины № <…> месторождения у общества возникают указанные отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код <…>), которые подлежат инвентаризации, а сведения об инвентаризации - включению в ППЭК в соответствии с положениями абз. 1 подп. 1 п. 6 Требований № 74.

Ссылка общества в обоснование своей позиции на вступившие в законную силу судебные акты несостоятельна, так как данные судебные акты на момент вынесения обжалуемого решения судьи от 19.05.2021 не существовали, соответственно, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела иметь не могут.

Кроме того, в рамках настоящего дела об административном правонарушении обществу не вменяется несоставление обществом паспорта на отходы, образующиеся при добыче воды и (или) отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления, в нарушение п. п. 1, 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, ему вменяется невключение в утвержденную обществом ППЭК 2019 года сведений об образующихся отходах производства и потребления в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в нарушение п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, абз. 1 п. 1, п. 6 Требований № 74.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, которые оценены судом первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административный штраф назначен ООО «Кавмининтер» в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц в минимальном размере. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым не усматривается.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу <…>, представление <…> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 19 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» – оставить без изменения.

Жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» Кобец О. Н. – оставить без удовлетворения.

Судья краевого суда А.С. Косолапова