ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-671/2023 от 18.09.2023 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Обухова М.А. Дело (первая инстанция)

Дело (вторя инстанция)

УИД

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу Ангурян А. А. на решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения постановление Административной комиссией города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Ангурян А. А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.10 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений»

установила:

постановлением Административной комиссии города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГАнгурян А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.10 Закона Удмуртской Республики -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее – Закон УР -РЗ), назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>.

Не согласившись с названным постановлением о назначении административного наказания, Ангурян А.А. обратилась с жалобой в Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.

Определением судьи Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Ангурян А.А. в передана по подведомственности на рассмотрение в Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.

Решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление Административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Ангурян А.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Ангурян А.А., не оспаривая вину и событие инкриминируемого правонарушения, просит отменить решение районного суда и постановление коллегиального органа, ссылаясь на процессуальные нарушения. Приводит доводы о том, что постановление вынесено неправомочным составом Административной комиссии. На момент вынесения постановления (ДД.ММ.ГГГГ) Шутова Н.В. не имела статуса члена комиссии, поэтому не имела права участвовать в рассмотрении дел об административном правонарушении. Определение об исправлении описки принято коллегиальным органом после подачи жалобы на указанное постановление. В ее адрес определение об исправлении описки не поступало, что лишило ее право на обжалование указанного определения.

Выслушав Ангурян А.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда и постановление Административной комиссии в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), прихожу к следующему выводу.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 11.10 Закона УР -РЗ размещение механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, - влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) механического транспортного средства в размере двух тысяч рублей.

Примечанием к данной норме установлено, что в целях применения настоящей статьи: под озелененной территорией следует понимать территорию, определяемую в соответствии с генеральными планами и (или) правилами землепользования и застройки, и (или) документацией по планировке территорий как озелененную территорию, занятую зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями), в том числе дикорастущими, и (или) предназначенную для выращивания зеленых насаждений.

Частью 1 статьи 13 Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ определено, что в целях настоящей статьи к озелененным территориям на земельных участках относятся части участков, которые не застроены крупным строением (или строениями), не используются (не предназначены для использования) для проезжей части, парковки или тротуара, при этом покрыты зелеными насаждениями (газонами, цветниками, древесно-кустарниковой растительностью) и доступны для всех пользователей объектов, расположенных на земельном участке. Озелененная территория может быть оборудована площадками для отдыха взрослых и детей, спортивными площадками, площадками для выгула собак, теннисными кортами и другими подобными объектами.

Благоустройством территории предусматривается, в том числе разбивка цветников и газонов, посадка деревьев и кустарников ценных пород.

На территории города Ижевска Удмуртской Республики действуют Правила благоустройства города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 28 июня 2012 года № 308 «Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска» (далее – Правила благоустройства города Ижевска).

В соответствии с пунктом 8.1.1 Правил благоустройства города Ижевска в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Ижевска физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности запрещается размещение транспортного средства, в том числе брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного, и механизмов вне зависимости от времени года на территориях, занятых растительностью, и (или) территориях, определенных Правилами землепользования и застройки города Ижевска и документацией по планировке территорий в качестве зон зеленых насаждений и озеленения, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения города.

Абзацем шестым раздела 2 Правил благоустройства города Ижевска определено, что газон – это земельный участок, являющийся элементом благоустройства, занятый зелеными насаждениями и (или) предназначенный для выращивания травяного покрова и древесно-кустарниковой растительности.

По смыслу пункта 2.7 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 38 раздела «Типы посадок» ГОСТ 28329-89. Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от ДД.ММ.ГГГГ, газон – травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.10 Закона УР -РЗ на территории города Ижевска образует действия лица по размещению транспортного средства на озелененных территориях (занятых зеленными насаждениями и (или) предназначенных для выращивания зеленых насаждений), определенных Правилами землепользования и застройки и (или) документацией по планировке территорий.

Согласно части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении, либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.

В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела при помощи средства автоматической фиксации правонарушений «Дозор-М3», заводской номер изделия: 01-АА083, включен в реестр средств измерений под номером 79406-20, свидетельство о поверке: №С-ДРП/22-03-2022/141655155, поверка действительна до ДД.ММ.ГГГГ, размещенном в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве ВАЗ-2123, и движущимся по утвержденному маршруту, специального технического средства «Дозор-М3», имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, Ангурян А.А. допустила размещение своего транспортного средства марки <данные изъяты> на территории занятой (предназначенной) для выращивания растительности, чем нарушила пункт 8.1.1 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства города Ижевска».

ДД.ММ.ГГГГ по факту данного административного правонарушения, зафиксированного специальным техническим средством «Дозор-М3», Административной комиссией в отношении собственника (владельца) транспортного средства Ангурян А.А. вынесено постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении (л.д. 19, 20).

ДД.ММ.ГГГГ Административной комиссией города Ижевска в соответствии со статьями 29.12, 29.12.1 КоАП РФ вынесено определение об исправлении опечаток в вышеуказанное постановлении по делу об административном правонарушении в части указания «члена комиссии Егорова М.В.» вместо «члена комиссии Шутова Н.В.» (л.д. 34).

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: фотоматериалом (л.д. 20), справкой о маршруте движения специального технического средства «Дозор-М3» с заводским номером 01-АА083 по территории города Ижевска за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), распечаткой условных знаков для топографических планов (л.д. 23); свидетельством о поверке программно-аппаратного комплекса измерения времени и координат с фото и видео фиксацией «Дозор-М3» (л.д.25), руководством по эксплуатации «Дозор-М3» (л.д. 26-32), топосъемкой (л.д. 22) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Ангурян А.А., не усматривается.

Таким образом, действия Ангурян А.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.10 Закона УР -РЗ.

Поскольку инкриминируемое Ангурян А.А. административное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, то в силу примечания к статье 1.5 КоАП РФ собственник обязан предоставить доказательства своей невиновности. Однако, такие доказательства заявителем не представлены.

Оценивая доводы Ангурян А.А. о том, что постановление вынесено неправомочным составом Административной комиссии прихожу к следующим выводам.

Статьей 1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -РЗ) определено, что административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Удмуртской Республики.

Административные комиссии создаются в муниципальных районах и городских округах, образованных на территории Удмуртской Республики (часть 3 статьи 1 Закона -РЗ).

Административные комиссии в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивают выполнение задач защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждения административных правонарушений. Административные комиссии реализуют возложенные на них задачи на основе всестороннего полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в точном соответствии с законодательством, а также на основе выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (статья 2 Закона -РЗ).

В соответствии с названным Законом административная комиссия в муниципальном образовании создается представительным органом муниципального образования в количестве 5 - 9 человек на основе предложений депутатов представительного органа муниципального образования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

В муниципальном образовании «Город Ижевск» административные комиссии формируются в городском округе и в каждом внутригородском районе (часть 1 статьи 5 Закона -РЗ).

Решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) утвержден состав Административной комиссии города Ижевска в составе 9 человек, председатель комиссии Мгои Ф.Б., заместитель Сандалова И.В., секретарь Кудрявцева В.В., члены: Шабалина Т.П., Леонтьев Д.С., Ломаев С.С., Петров Р.А., Егорова М.В., Ваньяров С.Р.

В части 4 статьи 9 Закона -РЗ указано, что заседание административной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного представительным органом муниципального образования числа членов административной комиссии (часть 4 статьи 9 Закона -РЗ).

Постановление Административной комиссии города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ было принято на заседании, где участвовало пять членов комиссии: председатель Мгои Ф.Б., секретарь Кудрявцева В.В., члены комиссии Петрова Р.А., Шутова Н.В., Сандалова М.В., что численно больше двух третей от девяти членов комиссии.

При этом, техническая описка, допущенная в вышеуказанном постановлении, связанная с неправильным указанием члена комиссии исправлена определением от ДД.ММ.ГГГГ. Член комиссии Шутова Н.В. заменена на Егорову М.В.

Определение об исправлении описки принято коллегиальным органом за подписью председательствующего в заседании коллегиального органа в соответствии со статьями 29.12 и 29.12.1 КоАП РФ, без изменения содержания постановления по делу об административном правонарушении. Установленный данной нормой порядок не требует проведения судебного заседания, извещения участвующих в деле лиц.

Таким образом, участвующий в рассмотрении состав комиссии в данном случае был правомочным.

Утверждение Ангурян А.А. о том, что она не получала копию определения об исправлении опечатки не свидетельствует о нарушении ее прав, поскольку согласно части 4 статьи 29.12.1 КоАП РФ копия определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется в течение 3 дней лицу, привлеченному к административной ответственности, в случае подачи им соответствующего заявления.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление Административной комиссии предпринял все необходимые меры для полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, проверил все юридически значимые обстоятельства его совершения.

Административное наказание назначено Ангурян А.А. согласно санкции, предусмотренной статьей 11.10 Закона УР -РЗ, в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено Административной комиссией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,

решила:

постановление Административной комиссии города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.10 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в отношении Ангурян А. А. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова