ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-672/18 от 19.09.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Соловьянова Г.А. дело № 7-672/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Ставрополь 19 сентября 2018 года

Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Холод-розлив» Садового А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 11 мая 2018 года и решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 18 июля 2018 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 11 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 18 июля 2018 года, юридическое лицо - ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, представитель ООО «Холод-розлив» Садовой А.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, как незаконные. Указывает, что ООО «Холод-розлив» не было включено в реестр плановых проверок на 2018 год, следовательно материалы проверки не могут являться доказательством вины общества. Проверка должна была проводиться в отношении недропользователей Кисловодского месторождения. Добыча подземных минеральных вод имеет сезонный характер с повешением объемов в весенне-летний период. Судом необоснованно не учтено, что ООО «Холод-розлив» в мае представило гидрогеологическую информацию АО «Кавминкурортресурсы».

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту Закон "О недрах") предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Частью 2 статьи 22 Закона "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона; в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; выполнение условий, установленных лицензией.

Установлено, что в период с 12 марта 2018 года по 06 апреля 2018 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, во исполнении поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хлопонина А.Г. от 20 сентября 2017 года № АХ-П9-6278 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-Розлив». По результатам которой составлен акт проверки от 24 апреля 2018 года № 18-348/ВП/1. По результатам мониторинга Горного участка по лицензии СТВ 00534 ВЭ (скв. № 70) и согласно сведений информационной системы «Учет и баланс подземных вод» на протяжении 3 лет фактический уровень добычи минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов, в данной ситуации в соответствии с п. 5.7 лицензии создается комиссия по выявлению причин не выполнения Соглашения. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.9 лицензии при систематическом не достижении согласованных уровней добычи, органы вправе досрочно прекратить, приостановить право пользования недрами. ООО «Холод-розлив» не предоставляет в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю сведения об утвержденных нормативных потерях и протоколы согласования проектной документации на 2016-2018 г. г. (письмо ИФНС по Ставропольскому краю от 19 апреля 2018 г. № 20-19/012429), что является нарушением требований технологической схемы. Согласно Программы мониторинга Западно-Быкогорского участка (скв.71) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 18, пункт 13), а также Программы мониторинга Горного участка (скв.70) и технологический схемы разработки (глава 7, таблица 15, пункт 14), ООО «Холод-розлив» обязан вести режимные наблюдения за режимом минеральных вод и заносить данные в соответствующий журнал. Журналы предоставлены, наблюдения ведутся, за исключением обследования зоны строгого режима горно-санитарной охраны, которое должно проводится совместно с Росприроднадзором и Ростехнадзором один раз в год (журнал предоставлен - обследования проводится ежеквартально, самостоятельно) - данных о таких обследованиях в Департаменте Росприроднадзора нет. В соответствии с пунктом 5.13 Изменений и дополнений № 1 к лицензии СТВ 00533 МР и СТВ 00534 МР функции координатора пользователей недр Ессентукского месторождения минеральных вод «Положения о координации действий пользователей недр Ессентукского и Бештаугорского месторождений минеральных вод в особо охраняемом экологокурортном регионе РФ-Кавказские Минеральные Воды» возлагается на ОАО «Кавминкурортресурсы». ООО «Холод-розлив» обязан предоставлять недропользователю - координатору в сроки, установленные программой, достоверную гидрогеологическую информацию, как в компьютерном, так и в обычном печатном виде, заверенную предприятием. Согласно ответа недропользователя - координатора письмо от 10.04.18 № 360 АО «Кавминикурортресурсы» (АО «КМРК»), официально заверенной информации о состоянии эксплуатируемых участков в рамках реализации программы мониторинга от Общества не поступало.

ООО «Холод-Розлив» является недропользователем на основании лицензии СТВ 00533 МР со сроком действия до 01 сентября 2025 года. деятельность осуществляет на земельном отводе Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод.

Выявленное нарушение природоохранного законодательства, повлекло составление в отношении ООО «Холод-Розлив» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство подтверждается лицензиями (л.д.95-96,139-140), уведомлением об отборе проб (л.д.31), сведениями о добыче минеральных вод (л.д.55-64); протоколом об административном правонарушении; и другими материалами дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.

Установив из предоставленных сведений о пользование ООО «Холод-Розлив» недрами с нарушениями условий выданных лицензий, на протяжении. 3 лет фактический уровень добычи минеральных вод составляет более чем на 20% ниже утвержденных запасов: в 2015 году добыча - 33,5 м3/сут, 33,5 %, в 2016 году добыча - 61,41 м3/сут. 61,4 %, в 2017 году добыча - 51,17 м3/сут. 47,66 %, что является нарушением требований ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", закрепляющей, в том числе, обязанность пользователя недр обеспечивать выполнение условий, установленных выданной лицензией, действия общества должностным лицом правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО "Первая нерудная компания" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", требований по предотвращению административного правонарушения, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей в принятии обществом необходимых мер для соблюдения условий лицензии, требований лицензионного законодательства.

Кроме того, пунктом 7 части 1 ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр вправе обратиться в орган, предоставившие лицензию, с заявкой о корректировке (изменению) условий недропользования, или вообще прекратить недропользование при невозможности обеспечить выполнение или соблюдение утвержденных в установленном порядке правил, связанных с пользованием недрами, или условий, установленных лицензиями.

Вместе с тем, сведений об обращении общества в орган лицензирования с заявкой об изменении или о корректировке условий недропользования, или о прекращении недропользования материалы дела не содержат, ссылок на них не имеется и в поданной стороной защиты жалобе.

Постановление 18-348/ВП/1-134/3 от 11 мая 2018 года, которым ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, какие нормы Закона нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности, имеет ссылки на добытые в ходе проверки доказательства, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ для этой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, получившего для сведения копию данного постановления.

При таких обстоятельствах, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

При рассмотрении административного дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.

Довод автора жалобы об отсутствии правовых оснований для проведения внеплановой проверки, не может быть признан обоснованным.

Согласно поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хлопонина А.Г. от 20 сентября 2017 года № АХ-П9-6278 Росприроднадзору поручено провести комплексную проверку недропользователей Кисловодского месторождения, а также внести в план проверок на 2018 год комплексную проверку недропользователей Ессентукского и Нагутского месторождений.

Начальником Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу был утверждён План на 2018 год по проведению внеплановых проверок недропользователей, осуществляющих деятельность на Ессентукском и Нагутском месторождениях, в который было включено ООО «Холод-розлив» сроком исполнения «март».

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актами должностных лиц и судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых постановления и решения должностных лиц, решения судьи районного суда, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.

Существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления и последующего решения судьи, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 11 мая 2018 года и решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 18 июля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Холод-розлив», оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья краевого суда Ш.А. Бостанов