ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-674/20226И от 06.07.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Фадеев С.А.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-674/2022 6 июля 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Мамлеева А.А. на решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 апреля 2022 года, которым постановление начальника территориального отдела в г. Когалыме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Казанцева И.С. № 06 от 20 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» - оставлено без изменения, а жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Абузярова А.С. - без удовлетворения,

установил:

Постановлением начальника территориального отдела в г. Когалыме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Казанцева И.С. № 06 от 20 января 2022 года ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» признано виновным в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 01.12.2021 в 10 часов до 11 часов 30 мин. на АЗС, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, Южно - Ягунское месторождение нефти; 01.12.2021 в 11 часов 30 мин. до 13 часов на АЗС, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, г. Когалым, ул. Прибалтийская, д. 40; 02.12.2021 в 10 часов до 11 часов на АЗС, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, г. Когалым, ул. Нефтяников, д. 1; 02.12.2021 в 11 часов до 12 часов на АЗС, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, г. Когалым, ул. Повховское шоссе, д. 4; 02.12.2021 в 12 часов до 13 часов на АЗС, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, г. Когалым, ул. Дружбы Народов, д. 62, выявлено, что в нарушение ребований статей 2, 11, 15, 17, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; статей 11, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.п. 3, 8 (приложение №1), п.п. 9, 13 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 10.2 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, имеющие твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не обеспечено проведение уборки (промывки и дезинфекции) контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N1 к СанПиН 2.1.3684-21; на перечисленных объектах отсутствуют выделенные емкости с крышками, имеющие соответствующую маркировку для сбора пищевых отходов и санитарного брака.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, представитель общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Абузяров А.С. обратился с жалобой в суд первой инстанции.

Решением судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 апреля 2022 года постановление начальника территориального отдела в г. Когалыме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Казанцева И.С. № 06 от 20 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» - оставлено без изменения, а жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Абузярова А.С. - без удовлетворения.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Мамлеев А.А. просит отменить решение суда, а производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ; по фактическому состоянию на оборудованных и обустроенных площадках для накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО) указанных объектов АЗС отсутствуют лишь ограждения, предусмотренные пунктом 3 Раздела II СанПиН 2.1.3684-21; согласно подтверждающим письмам исполнительных органов муниципальных образований (прилагаются) все места для накопления ТКО на указанных объектах во исполнение постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» включены в соответствующие Реестры мест накопления твердых коммунальных отходов именно как «площадки». Причём, в соответствии с п.2 раздела I указанного постановления Правительства включение в Реестр площадок для накопления ТКО возможно только в случае их соответствия требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований; требования, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определены в пункте 2.1.7 Справочной информации «Санитарно-эпидемиологическое нормирование", подготовленной Роспотребнадзором в соответствии с Руководством Р 1.1.002-96 "Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно - эпидемиологического нормирования", утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.05.1996. Вся нормативная документация в указанном документе датирована до 31.12.2020. Вместе с тем, с 01.01.2021 действует механизм «регуляторной гильотины», в соответствии с которым несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности; согласно ФЗ от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Каких-либо других требований к накоплению отходов в рамках указанного ФЗ не предусмотрено. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация или обезвреживание отходов производства и потребления на указанных объектах (АЗС) не осуществляется. Кроме того, в настоящее время СанПиН 2.1.3684-21, СП 2.3.6.3668-20, а также другие нормативно-правовые акты в области санитарно-эпидемиологического благополучия не содержат определение «нормируемые объекты» в контексте соблюдения до них расстояний от площадок ТКО. Отсутствуют чёткие критерии идентификации подобных объектов для установления требуемого расстояния, что является особенно актуальным для АЗС, расположенных на открытой и удалённой территории месторождений Западной Сибири; в ходе проверки не установлен факт нанесения вреда /опасности здоровью населения и среде его обитания, а сами ТКО в соответствии с экспертным заключением на паспорт отходов для здоровья человека относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Вместе с тем, все накапливаемые ТКО строго складируются в контейнерах на специальных площадках, исключая любой другой вид накопления (складирование на площадке навалом, насыпью и пр.), а также их несанкционированное распространение по прилегающей сопредельной территории. В действующем санитарно-эпидемиологическом законодательстве также отсутствует утверждённый порядок и отсутствует механизм проведения уборки (промывки и дезинсекции) контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха. Не определены условия и места проведения подобного рода работ, не указана необходимость соблюдения тех или иных санитарно-эпидемиологических требований; кроме того, неисполнение данного требования не попадает под определение ч. 1 ст. 6.35. КоАП РФ, т.к. не имеет отношения к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления; правонарушение является малозначительным, поскольку юридическим лицом устранены нарушения и отсутствует вред, причиненный окружающей среде, либо здоровью человека, не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным.

В судебное заседание представитель юридического лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не заявлены.

В соответствии с частью 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие представителя или защитника юридического лица, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрении дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Оснований для признания обязательным присутствия представителя юридического лица не имеется.

В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юридического лица в порядке ч.3 ст.25.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Вина ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, имеющимися в рассматриваемом материале.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Все выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы.

Наказание ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» допущено не было.

Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана оценка, выводы суда обоснованы, доказательства судом оценены верно.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы удовлетворению не подлежат, так как направлены на переоценку доказательств и выводов суда первой инстанции по делу, однако, все доказательства судом первой инстанции оценены верно. Выводы суда основаны на верном толковании норм права.

Доводы жалобы об отсутствии события и состава правонарушения в действиях ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт», не подлежат удовлетворению, так как основаны на неверном толковании нормативных актов.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, предусмотрена за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.

Согласно ст.ст. 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускаются только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684 - 21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий», независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п.8 СанПиН 2.1.3684-21, владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки (дезинфекции), дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением №1 к Санитарным правилам.

Пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий" введены в действие с 01.03.2021, установлен срок их действия до 01.03.2027.

Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, действующими в настоящее время и в момент совершения правонарушения требованиями санитарных правил и норм, обязательных для исполнения, находящиеся на автозаправочных станциях контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также должно быть обеспечено проведение промывки и дезинфекции контейнеров, а также уборка, дезинсекция и дератизация контейнерных площадок АЗС.

При этом в данном случае не имеет значения срок, на который размещены отходы и не имеет значения осуществляет ли хозяйствующий субъект деятельность по обращению с отходами как основной вид деятельности либо как дополнительную деятельность, необходимую для организации производственного процесса. Состав ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований санитарно-эпидемиологических требований.

При этом материалами дела подтверждается, что ООО «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» осуществляет обращение с отходами, в том числе их накопление (хранение) при организации деятельности автозаправочных станций. В связи с чем, Общество обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования при организации контейнерных площадок на АЗС. Несоблюдение данных требований и влечет ответственность по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Оснований для прекращения дела за малозначительностью правонарушения не имеется, так как состав данного правонарушения является формальным и не требует наступления каких-либо вредных последствий. Кроме того, данное правонарушение существенным образом нарушает охраняемые законом интересы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» - оставить без изменения, а жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт» Мамлеева А.А. - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов