Дело № 7-676(2)/2020.
Судья Заболотникова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 21 декабря 2020 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № *** от 12 августа 2020 года, АО «Тамбовские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Тамбовские коммунальные системы» обратилось в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 октября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, а постановление должностного лица оставить без изменения.
Полагает, что доводы судьи о том, что Управление не выполняет требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, в части проведения документарной проверки несостоятельны, так как согласно плану контрольно - надзорной деятельности на территории Тамбовской области на 2020 год, утвержденного и согласованного с органами прокуратуры и включенного в сводный план размещенный на сайте Генеральной прокуратуры в установленном законом порядке, в отношении АО «ТКС» была запланирована выездная проверка. То есть данная плановая проверка соответствовала требованиям ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в части проведения на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
При этом были учтены требования п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, поэтому в связи с проведением противокоронавирусных мероприятий указанная плановая проверка АО «ТКС» осуществлялась с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе телефонной и другой связи, что не тождественно документарной проверке.
Судом сделан неправильный вывод о том, что на территории проверяемого объекта не образуются другие отходы, поэтому они не нашли отражение в документах учета и статистической отчетности.
Фактическое образование отходов с I по V класс опасности в результате деятельности АО «ТКС» подтверждается заключенными договорами и актами выполненных работ на отходы нефтепродуктов (III класс опасности), аккумуляторов (II класс опасности), ртутных ламп (I класс опасности), автомобильных покрышек (IV класс опасности), лома металлического (V класс опасности). Также подтверждает образование указанных отходов следующие документы. Договор по приему и временному хранению, а также обезвреживанию ртутьсодержащих отходов с ООО «ТЕХНОЭКОС» №01/02-Р от 02.11.2015 (акт №91 от 28.05.2018, акт №243 от 27.11.2018, акт №116 от 26.06.2019, акт №225 от 11.10.2019). Договор о поставки лома цветных и черных металлов с ОАО «Вторцветмет» №22/09 от 09.09.2013 (акт от 13.08.2018, акт №1 от 06.08.2019 и акт №2 от 09.08.2019). Договор купли-продажи отработанных нефтепродуктов и аккумуляторных батарей с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» № 337/КП/116-2013/06-104 от 25.06.2013 и договор об оказании экологических услуг с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» №337/0/116-2013/06-113 от 25.06.2020 (акт выполненных работ №172 от 15.05.2018, акт выполненных работ №567 от 08.11.2018, акт выполненных работ №90 от 12.03.2019, акт выполненных работ №485 от 23.09.2019).
Таким образом, при проверке установлено, что указанные отходы в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, публичном реестре Программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также в договорах и актах выполненных работ по обращению с отходами, не отражены в представленных АО «ТКС» данных и полный и достоверный учет по вышеуказанным отходам на предприятии не ведется.
Также в нарушение п. 18 Приказа Минприроды России, согласно которому в столбце М указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, которым переданы отходы, а также дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (в случае передачи отходов I - IV класса опасности) и наименование органа, выдавшего указанную лицензию, АО «ТКС» не ведет учет в указанном порядке согласно требованиям действующего законодательства.
Пунктом 8 вышеуказанного Приказа также установлено, что данные учета в области обращения с отходами должны содержать титульный лист, оформленный в свободной форме. Данное требование АО «ТКС» не соблюдается и представленных разрозненных сведениях об отходах титульные листы отсутствовали, поэтому считать такие сведения учетными и установить их достоверность и принадлежность не предоставляется возможным. По этому факту в решении сделано два практически взаимоисключающих вывода судьи о том, что отсутствие титульного листа в журналах учета отходов в первом случае является малозначительным правонарушением, а во втором уже не является составом административного правонарушения.
Законодателем была учтена важность ведения и оформления учета в сфере обращения с отходами производства и потребления предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями всех форм собственности и внесены изменения в КоАП РФ, в части выделения особой отдельной части 10 в ст. 8.2. После чего были приняты указанные подзаконные акты по порядку ведения учета в указанной сфере, которые не приняты во внимание при принятия решения.
АО «ТКС» не обеспечена полнота, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещённых отходов.
АО «ТКС» не осуществляет ведение учета в области обращения с отходами в порядке предусмотренном указанным нормативно-правовым актом.
Отчеты 2-ТП (Отходы) и Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующими нормативными актами принимаются в уведомительном порядке, а их полнота и достоверность проверяются при осуществлении государственного экологического надзора. Отметка на документах является только подтверждением предоставления в адрес Управления формы федерального статистического наблюдения №2ТП(отходы) в установленные законодательством сроки (до 1 февраля).
Что касается устранения недочетов предприятия в отчетной документации и предоставления их в Центрально - Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора 04.07.2020, то эти данные были представлены после окончания проверки, а также после формирования официальных сводных данных по области и отправки статистических данных в Росприроднадзор и далее в Росстат.
Выслушав представителя АО «ТКС» ФИО2, считавшую решение судьи правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее также Порядок).
Пунктами 6 и 8 Порядка установлено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 г. №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утратил силу с отчета за 2020 год в связи с изданием Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, на бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица.
Как видно из материалов дела, и это правильно установлено судьей районного суда, АО «ТКС» привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ за то, что не осуществляет учет в области обращения с отходами, в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Согласно постановлению о назначении административного наказания № *** от 12.08.2020 АО «ТКС» во всех представленных формах отражены только 3 вида отходов IV класса опасности. Предприятие имеет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в составе которых обширный перечень отходов, образуемых в процессе деятельности предприятия с I по V класс опасности. Фактическое образование отходов в результате деятельности АО «ТКС» с I по V класс опасности подтверждено заключенными договорами и актами выполненных работ на отходы нефтепродуктов (III класс опасности), аккумуляторов (II класс опасности), ртутных ламп (I класс опасности), автомобильных покрышек (IV класс опасности), лома металлического (V класс опасности). Данные отходы не отражены в представленных АО «ТКС» данных. Учет по вышеуказанным отходам отсутствует. В нарушение п. 18 в столбце М указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, которым переданы отходы, а также дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (в случае передачи отходов I - IV класса опасности) и наименование органа, выдавшего указанную лицензию. АО «ТКС» не ведет учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. Пунктом 8 вышеуказанного Приказа установлено, что данные учета в области обращения с отходами должны содержать титульный лист, оформленный в свободной форме. Данное требование АО «ТКС» не соблюдается. В представленных разрозненных сведениях титульные листы отсутствуют. Таким образом АО «ТКС» не обеспечена полнота непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещённых отходов, что является нарушением Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вместе с тем, в материалах дела имеется распоряжение Управления от 29.06.2020 г. № РТ-204 о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы», в котором прямо указано, что объектом проверки является только один объект I категории HBOC (68-0168-000730-П) - промплощадка очистных сооружений, расположенная по адресу: <...>.
07.07.2020 АО «ТКС» была представлена документация за 2018-2019 гг. и относилась эта информация только к объекту HBOC (I категории) 68-0168-000730-П - промплощадке очистных сооружений канализаций, расположенной по адресу: <...>, что также отражено в сопроводительном письме исх. №01-05-2361 от 07.07.2020. В отношении других промплощадок, иных подразделений общества, а также в отношении самого общества в целом контролирующим органом не выносилось распоряжения о проведении проверки.
В материалах дела не имеется объективных доказательств, подтверждающих изложенные в протоколе об административном правонарушении №*** г. от 03.08.2020 сведения о сокрытии образующихся отходов с I по V класс опасности именно на приведенном выше объекте проверки - промплощадки очистных сооружений канализаций (по объекту HBOC (I категории) 68-0168-000730-П).
В дела также не имеется доказательств, что иные виды отходов, о которых указывает автор жалобы, образуются именно на территории данного объекта.
Все виды отходов, образующиеся в результате деятельности АО «Тамбовские коммунальные системы», отражены в соответствии с объемом и местом их образования по каждому обособленному подразделению и по предприятию в целом, с последующим отражением их в отчетности по форме 2-тп (отходы), что подтверждается представленными АО «ТКС» материалами.
Кроме того, и это никем не опровергнуто, согласно представленным АО «ТКС» возражениям на жалобу, по требованию должностных лиц Управления АО «ТКС» ведет учет и предоставляет данные статистической отчетности именно по промплощадкам. Данные учета в области обращения с отходами по юридическому лицу в целом за 2018-2020 гг. также были предоставлены в Управление до составления протокола об административном правонарушении, хотя данная информация выходит за рамки проводимой проверки по основаниям, указанным выше.
В изложенной ситуации судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что Управление, проводя плановую проверку только одного объекта АО «ТКС» - HBOC (I категории) 68-0168-000730-П - промплощадки очистных сооружений, расположенной по адресу: <...>, вышло за ее пределы, сделав итоговый вывод о деятельности всей организации, а не объекта проверки.
Доводы жалобы в части несогласия с выводами судьи о том, что отчеты по форме 2-ТП (отходы) были заполнены в соответствии с действующим законодательством, для каждого обособленного подразделения, с отражением всех видов отходов образующихся в результате деятельности АО «ТКС» и своевременно предоставлены в контролирующий орган, также не нашли своего объективного подтверждения и основаны на неверном толковании закона.
Так, в соответствии с п. 2 Приказом Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», действовавшего на момент проведения проверки, обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о том, что АО «ТКС» предоставило в Управление исправленные в отчетной документации данные, после формирования сводных данных по области и отправке статистических данных в Росприроднадзор и Росстат не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела. Так в сопроводительном письме от 04.08.2020 в Управление АО «ТКС» были предоставлены не исправленные в отчетной документации данные, а представлены данные учета обращения отходов и данные статистической отчетности по всем промплощадкам и по предприятию в целом, так как ранее были предоставлены данные только по промплощадке ОСК. При этом, в данных учетах были устранены недочеты в части отсутствия титульного листа и данных о лицензирующем документе.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что отсутствие титульного листа, оформленного в свободной форме, а также данных о дате выдаче и номере лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности юридических лиц, которым переданы отходы, не является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 «Неисполнение обязанности по ведению учета в области по обращению с отходами производства и потребления».
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отмене оспариваемого постановления должностного лица, прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Ю.А. Курохтин