ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-678/2014 от 19.05.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

  Дело № 7-678/2014

РЕШЕНИЕ

 Санкт-Петербург 19 мая 2014 года

 Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,

 при секретаре Корниловой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Варнавского Дмитрия Михайловича, выступающего в защиту интересов заведующей МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б., на решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 установил:

 Постановлением № 195 государственного инспектора города Сосновый Бор по пожарному надзору Подлесного И.П. от 27 декабря 2013 года должностное лицо заведующая МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б. привлечена к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 17000 рублей.

 Решением судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2014 года постановление государственного инспектора г. Сосновый Бор Ленинградской области по пожарному надзору № 195 от 27 декабря 2013 года изменено: из него исключено указание на то, что

 между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в свету не менее 75 мм;

 ширина марша лестницы, расположенной в лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей менее 1,35 м;

 ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 метра;

 наружные эвакуационные лестницы 3-го типа не соответствуют нормативным требованиям, а именно: высота ступени более 22 см, высота ограждений 110 см;

 высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9 м.

 В остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения.

 В жалобе адвокат Варнавский Д.М., выступающий в защиту интересов Б., просит отменить решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2014 года, считая его незаконным. Указывает, что вина Б. как должностного лица в выявленных нарушениях требований пожарной безопасности не установлена.

 В судебном заседании адвокат Варнавский Д.М. доводы жалобы поддержал.

 Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения адвоката Варнавского Д.М., прихожу к следующему.

 Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 В соответствии с ч.3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 Из материалов дела усматривается, что 24.12.2013 года государственным инспектором города Сосновый Бор по пожарному надзору в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б. по результатам плановой проверки, проведенной на основании распоряжения № 117 от 25.11.2013 года заместителя начальника отдела надзорной деятельности города Сосновый Бор УНД Главного управления МЧС России по Ленинградской области Сафронова Н.В., составлены протоколы №№ 193, 194, 155 от 24 декабря 2013 года об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которым в здании детского дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ; Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* (утверждены постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7), Строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 2.04.01-85*, Нормами пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» НПБ 151-2000, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03, Сводом правил «Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» СП 3.13130.2009, «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации».

 Нарушения, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ выразились в том, что в здании детского сада:

 между поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной в плане в свету не менее 75мм. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 п. 2 ст. 4; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п. 8.9),

 дверь помещения (бельевой) не соответствует требуемому пределу огнестойкости. (Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 ст. 1 пп. 1,2, ст. 4, ст. 6, ст.88 табл. 24; Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений” СНиП 21-01-97* пп. 1.1,5.14* табл. 2, 7.4).

 Нарушения, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ выразились в том, что в здании детского сада:

 не предусмотрена задвижка с электроприводом на обводной линии для пропуска противопожарного расхода воды, открывающаяся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 4 ст. 4, п. 2 4.1 ст. 6; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1 п. 1.4*, Строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 2.04.01-85* п. 11.7*);

 пожарные шкафы, предназначенные для размещения пожарных кранов, не соответствуют нормативным требованиям (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЭ п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 п. 4 ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6, п.4 ст.107; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п.1.1, п.1.4*, Нормы пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» НПБ 151-2000 п.4.4).

 Нарушения, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ выразились в том, что в здании детского сада:

 ширина марша лестницы, расположенной в лестничной клетке, предназначенной для -эвакуации людей менее 1,35 м. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 п. 2 ст. 4; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п.6.29; «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» п. 33);

 допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки поручней лестниц. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безо­пасности» № 123-Ф3 п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ч. 4 ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6, п. 1 ст. 134; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п. 6.25*);

 допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки пола в по­мещениях (№ 5, 6, 15, 10, 70, 71v$|?;Tl, 12, 20^Щ)?8, 30, 42, 38, 47, 49) (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЭ п. 1 ч. 2 ст. 1., ч.2 ч. 4 ст. 4, п. 2 4.1 ст. 6, п. 1 ст. 134; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п. 6.25*);

 ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м. (пом. № 101, 102) (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 п. 1 ч. 2 ст. 1, п.2 п.4 ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6, ст. 53; Строительные нормы и правила «Пожарная безопас­ность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п.6.16; Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 п. 5.2.14);

 допущено применение горючих материалов на путях эвакуации для отделки стен (в помещениях № 5, 6, 15, 10, 19, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 39, 66, 65, 56, 64, 77, 70, 71, 72, 88, 89, 96, 97, 98, 78, 1, 11, 12, 20, 16, 28, 30, 42, 38, 44, 47, 49). (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 п. 4 ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6, п. 1 ст. 134; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п.1.1, п. 6.25*);

 звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука постоянного шума вместе во всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЭ п. 2 ст. 4; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21- 01-97* п. 1.1, п.1.4*, «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03 п. 3.14);

 звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше до­пустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении для обеспечения четкой слышимости. Не проведены измерения на расстоянии 1,5 м от уровня пола. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 п. 2 ст. 4; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п.1.4*, «Системы оповещения и управления эвакуа­цией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03 п. 3.15);

 в спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Не проведены измерения на уровне головы спящего человека. (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 п. 2 ст. 4: Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21- 01-97* п. 1.1, п. 1.4*, «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03 п. 3.16);

 наружные эвакуационные лестницы 3-го типа не соответствуют нормативный требованиям, а именно: высота ступени более 22 см, высота ограждений 110 см (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» JV 123-Ф3 и. 2 ст. 4; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п. 6.30*; Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 п. 4.4.2);

 высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9 м (помещения № 55). (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 п. 1 ч. ст. 1, п.2,п. 4 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 п. 1 ст.53; Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97* п. 1.1, п.6.16).

 По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 24 декабря 2013 года № 117.

 Решением судьи Сосновоборского районного суда Ленинградской области от 28 марта 2014 года постановление государственного инспектора г. Сосновый Бор Ленинградской области по пожарному надзору от 27 декабря 2013 года изменено – исключены нарушения, связанные с необходимостью проведения капитального ремонта и реконструкции здания.

 Обстоятельства совершения должностным МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б. административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждаются: распоряжением о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 25.11.2013 года № 117, протоколами об административном правонарушении №№ 193,194,195 от 24 декабря 2013 года, актом проверки от 24 декабря 2013 года №117, другими материалами дела.

 Вывод судьи о наличии вины Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

 В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководителя организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 В силу положений ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

 Совершенное заведующей МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Бусыревой Л.П. административное правонарушение квалифицировано правильно и в соответствии с требованиями КоАП РФ.

 Вина заведующей МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б. заключается в ненадлежащем исполнении установленных законодательством РФ обязанности по соблюдению в возглавляемом ею детском дошкольном учреждении правил пожарной безопасности. Выявленные нарушения, связанные с применением на путях эвакуации горючих материалов для покраски стен и отделки пола и иные указанные в оспариваемом решении нарушения правил пожарной безопасности не требуют капитального ремонта и реконструкции здания. Между тем, материалы дела не содержат доказательств совершения Б. всех возможных с ее стороны действий, направленных на устранение в учреждении имеющихся нарушений правил пожарной безопасности.

 Судьей обоснованно исключены из оспариваемого постановления указания на нарушения, связанные с конструктивными особенностями здания и требующие капитального ремонта и реконструкции здания, поскольку здание построено и введено в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97, в связи с чем, отсутствует вина Б. в несоблюдении требований пожарной безопасности в части несоответствия конструкций здания требованиям СНиП 21-01-97.

 Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований статей 4.1-4.4 КоАП РФ.

 На основании вышеизложенного, доводы жалобы об отсутствии вины Б. в совершении правонарушения подлежат отклонению как необоснованные.

 Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или изменение решения судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2014 года, не установлено.

 Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 24 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Б. оставить без изменения, жалобу адвоката Варнавского Дмитрия Михайловича, выступающего в защиту интересов заведующей МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного типа» Б. - без удовлетворения.

 Судья

 Судья: ....