ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-67/18 от 22.08.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

судья Манжеев Б.В. № 7-67/2018

Р Е Ш Е Н И Е

22 августа 2018 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., при секретаре Кикеевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. № ХХХ от 18 мая 2018 г. общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» (далее – ООО «ЕвроСибОйл», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2018 г. вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. просит решение суда отменить. Указывает, что судом не мотивированы основания, по которым акт осмотра № ХХХ, акты отбора проб почвы, заключения экспертной лаборатории не признаны в качестве надлежащих доказательств. Указанные документы составлены по результатам планового (рейдового) обследования на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия № ХХХ от 27 февраля 2018 г. в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем к ним не применимы требования, установленные ч. 2 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Оконов У.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В письменных возражениях генеральный директор ООО «ЕвроСибОйл» Саттаров М.Н. просил оспариваемое решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В настоящем судебном заседании защитник ООО «ЕвроСибОйл» Батыршин Д.И. возражал против доводов жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 февраля 2018 г. № ХХХ должностными лицами Росприроднадзора по Республике Калмыкия с участием сотрудника заповедника Мучкаева У.Н., главного специалиста испытательной лаборатории Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области» Будаева А.И. 28 февраля 2018 г. осуществлён плановый рейдовый осмотр территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» в границах Черноземельского района на основании оперативного сообщения об инциденте, поступившего 26 февраля 2018 г. от ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» о факте розлива нефти из нефтепровода на V структуре Тенгутинского месторождения.

В ходе проведения мероприятий по обследованию территории ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» установлены факты розлива нефти из нефтепровода СП «Тенгутинское V структура» - СП «Тенгутинское IV структура» (протяженностью 5000 м), который расположен северо-восточнее от скважины № 213 Тенгутинского месторождения ООО «ЕвроСибОйл». На момент проведения обследования проведены земляные работы по ликвидации разливов нефти из нефтепровода СП «Тенгутинское V структура» - СП «Тенгутинское IV структура», который расположен на территории Тенгутинского месторождения ООО «ЕвроСибОйл». При проведении обследования вдоль указанного нефтепровода выявлены земельные участки с нарушенным поверхностным слоем почвы (почвенный покров) в результате проведения земляных работ по ликвидации разливов нефти, частично загрязненные нефтепродуктами.

В этой связи 28 февраля 2018 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а именно осмотрена территория в границах ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли», 4, 5 структуры Тенгутинского нефтегазового месторождения, где визуально определен розлив нефти из нефтепровода протяженностью 5000 метров, координаты которого зафиксированы в протоколе осмотра. В ходе обследования территории проводились фотографирование и с участием представителя лаборатории ЦЛАТИ по Волгоградской области Будаева А.И. осуществлён отбор проб почв с обследуемых участков, которые впоследствии стали предметом экспертного исследования на содержание в них нефтепродуктов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и проведения административного расследования, в связи с чем 1 марта 2018 г. старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неопределенного круга лиц по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

01 марта 2018 г. по результатам обследования 28 февраля 2018 г. вышеуказанной территории составлен акт № ХХХ, согласно которому при обследовании территории участвовали государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц., Дорджиева Б.В., Хамуров М.О., представитель лаборатории ЦЛАТИ по Волгоградской области Будаев А.И., государственный инспектор заповедника Мучкаев У.Н.

По результатам административного расследования в отношении ООО «ЕвроСибОйл» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. 18 мая 2018 г. вынесла постановление о признании ООО «ЕвроСибОйл» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административное наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Прекращая производство по делу, Черноземельский районный суд Республики Калмыкия исходил из того, что доказательства в виде протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 февраля 2018 г., акт осмотра № ХХХ с фототаблицей и планом-схемой, акты отбора проб почвы получены с нарушением требований ст. 27.8, 27.10 КоАП РФ, поскольку при их составлении отсутствовали понятые и должностным лицом не велась видеозапись. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу и предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, на основании которых вынесено постановление должностного лица не доказаны.

С такими выводами суда согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Данные требования при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЕвроСибОйл» судом не соблюдены.

Статьей 2 Федерального закона 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ) определено, что мероприятие по контролю - в числе прочего, действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий (пункт 5); проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления (часть 1).

Из материалов дела усматривается, что на основании оперативного сообщения об инциденте, поступившего 26 февраля 2018 г. от ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» о факте розлива нефти из нефтепровода на V структуре Тенгутинского месторождения, а также приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 февраля 2018 № ХХХ 28 февраля 2018 г. осуществлены мероприятия по контролю (рейдовый осмотр) в порядке, предусмотренном ст. 8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ, в соответствии с Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237, а также Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» утвержденным Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191.

Таким образом, в ходе проведения планового рейдового осмотра должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия не осуществлялось взаимодействие между контролирующим органом и непосредственно юридическим лицом, то есть проверка проводилась не в отношении конкретного лица, а в отношении территории ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» в границах Черноземельского района на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства.

Имеющиеся в деле приказ о проведении планового (рейдового) осмотра, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 февраля 2018 года, акт осмотра № ХХХ, акты отбора проб почвы, обследования земельного участка были оформлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 237, а также Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 № 191

Данные нормативно-правовые акты не содержат требований о порядке проведения осмотра территорий, отбора проб и не возлагают на должностных лиц обязанности при проведении данных мероприятий привлекать понятых и применять видео-фиксацию.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 названного Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 27.10 КоАП РФ, изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чём составляется протокол с соблюдением требований данной статьи.

По смыслу указанных правовых норм предусмотренный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении для последующего проведения экспертизы.

Вместе с тем, по настоящему делу осмотр территорий, отбор проб почв был проведен должностным лицом в рамках планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка до возбуждения дела об административном производстве.

Таким образом, учитывая, что осмотр территорий ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли», отбор пробы почв проводились в результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка до возбуждения административного производства, то в данном случае требования ст. 26.5, 27.8 и 27.10 КоАП РФ к данной процедуре не применимы.

Следовательно, обстоятельства, установленные судом, явно противоречат фактическим обстоятельствам дела и не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Таким образом, в нарушение требований КоАП РФ событие административного правонарушения и другие юридически значимые обстоятельства судом надлежащим образом не установлены и не проверены, в результате чего выводы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении ООО «ЕвроСибОйл» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, преждевременны и не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Принимая во внимание изложенное выше, выводы суда сделаны без учета положений ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, а оценка собранных по делу доказательств произведена без соблюдения требований ст. 26.11 Кодекса, в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ

р е ш и л:

решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «ЕвроСибОйл» отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Черноземельский районный суд Республики Калмыкия.

Судья В.В. Литовкин

.