Судья Немира Т.В. Дело № 7-67-2017
РЕШЕНИЕ
24 января 2017 г. г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре ВЮВ, рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области Омельченко Владимира Викторовича на решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18 ноября 2016 года, которым постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №05-31А от 13 апреля 2016 года о привлечении Омельченко В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ оставлено без изменения.
Заслушав представителя должностного лица, вынесшего постановление Антошину А.Н., судья
у с т а н о в и л:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №05-31А от 13 апреля 2016 года глава администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области Омельченко В.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Омельченко В.В. обжаловал его в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Татарский районный суд Новосибирской области.
Решением судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18 ноября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Омельченко В.В. просит отменить постановленные в отношении него решения и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы Омельченко В.В. указал, что действиями администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области по утверждению постановлением №37 от 08.04.2015 Порядка представления в 2015 году субсидии из бюджета Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не нарушены требования ч.1 ст.15 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Предоставление указанной субсидии не требует проведение процедур закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с 44-ФЗ. Закупки в данном случае производятся в соответствии с требованиями ст.93 44-ФЗ, в связи с чем требования ч.1 ст.15 135-ФЗ не нарушены.
Постановление было издано на основании п.3 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса и соответствует положениям указанной нормы.
Кроме того, действие постановления №37 не распространяется на бюджетные ассигнования для казенного учреждения администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области, т.о. орган местного самоуправления не обязан проводить процедуру закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 44-ФЗ.
По мнению заявителя, требования ч.1 ст.15 135-ФЗ не нарушены, поскольку субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с решением о бюджете и не предусматривает проведение процедуры закупок.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организации содержит перечень вопросов местного значения поселения, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
Согласно части 2 статьи 18 ФЗ №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 20.04.2015 постановлением администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области №37 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области, подписанное главой администрации Омельченко В.В., из которого следует, что субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, возникающих при выполнении следующих видов работ, услуг: капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий; содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий; строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации; строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, работы по озеленению и декоративному цветоводству; санитарно-гигиеническая очистка территории; обеспечение запаса топливно-энергетических ресурсов (приобретение топлива на отопительный сезон, а также погашение кредитной задолженности за топливо) (п.2.1).
Согласно Уставу Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области, глава муниципального образования является главой администрации, высшим должностным лицом Дмитриевского сельсовета (ч.1 ст.2 Устава); издает в пределах своих полномочий правовые акты (п.5 ч.6 ст.27); руководит деятельностью администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия (п.6 ч.6 ст.27).
Согласно решению Совета депутатов Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области №13 от 14.12.2015, Омельченко В.В. является должностным лицом, занимающим должность главы администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области, который обеспечивает реализацию полномочий администрации сельсовета, несет ответственность за деятельность администрации.
Комиссия Новосибирского УФАС России Решением от 07.12.2015 года по делу № 60 признала администрацию Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области нарушившей п.7 ч.1 ст.15, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении постановлением администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области от 20.04.2015 г. № 37 Порядка предоставления субсидии из бюджета Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году, предусматривающего выделение денежных средств на решение вопросов местного значения: капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации; строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения, приобретение оборудования для увеличения мощности пропуска воды в системе теплоснабжения, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Решение не обжаловано, вступило в силу.
Администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области 07.12.2014 выдано предписание №78 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано прекратить нарушение ч.1 ст.15, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году, что может привести к ограничению конкуренции. Отменить указанную норму Положения в срок до 22 декабря 2015 года.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях главы администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области Омельченко В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина Омельченко В.В. в совершении действий, противоречащих законодательству и ограничивающих конкуренцию, нашла полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлена на основании исследованных судьей доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нахожу выводы судьи районного суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п.20 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под понятием «государственные или муниципальные преференции» понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных части 1 статьи 19 ФЗ №135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 20 указанного закона федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Кроме того, решением Комиссии УФАС России от 07.12.2015 признана администрация Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Нарушение выразилось в предоставлении преференций хозяйствующему субъекту ООО денежных средств из местного бюджета на приобретение оборудования для увеличения пропуска воды в системе теплоснабжения путем принятия распоряжения от 28.05.2015 г. № 28, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в осуществлении деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО и администрацией Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области заключены соглашения №01 от 10.06.2015 и №02 от 06.07.2015 на выделение ООО денежных средств взамен поставки товаров, а именно приобретение топлива.
Перечисление денежных средств подтверждается платежными поручениями №356 от 06.07.2015 на сумму 100000 рублей и №321 от 10.06.2015 на сумму 235000 рублей. Т.о. ООО за 2015 год из муниципального бюджета Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области выделены денежные средства в размере 335000 рублей.
Данные правоотношения не могут рассматриваться в качестве выделения субсидий, поскольку в данном случае положения о предоставлении субсидий не подлежат применению.
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку исследованных в ходе судебного заседания доказательств и установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела. Аналогичные доводы Омельченко В.В. были предметом проверки судьей районного суда, обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в решении судьи.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18 ноября 2016 года не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18 ноября 2016 года оставить без изменения, жалобу главы администрации Дмитриевского сельсовета Татарского района Новосибирской области Омельченко Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Судья «подпись» Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7-67-2017
Судья-