ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-680/2020/21-420/20 от 26.05.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Добрыднева Т.С.

Дело № 7-680/2020 / 21-420/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 26 мая 2020 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 28.02.2020, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Западно-Уральского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.12.2019 №07-02-07/507-Д генеральный директор ООО «ЭКО» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 28.02.2020, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит принятые по делу решение и постановление отменить с прекращением производства по делу, считает протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку содержит факты, не соответствующие действительности; ООО «***» не имеет право осуществлять деятельность по транспортировке отходов на территории Краснокамского района, Управлением Росприроднадзора Пермского края не представлены документы, дающие право данной компании оказывать услуги на данной территории. Указывает, что факт транспортировки ТКО компанией ООО «ЭКО» не доказан, отсутствуют документы, подтверждающие транспортировку ТКО. Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО1, извещенный надлежащим образом, участие не принимал, заявил ходатайство о переносе рассмотрения дела на другую дату в связи необходимостью соблюдения режима самоизоляции, отсутствием разрешения и средств индивидуальной защиты, которые позволили бы передвигаться и присутствовать в общественных местах, а также для предоставления дополнительных доказательств и пояснений на отзыв природоохранной прокуратуры.

Рассмотрев заявленное ходатайство, судья краевого суда полагает его неподлежащим удовлетворению в силу следующего. В соответствии с п.5.2 указа губернатора Пермского края от 29.03.2020 №23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в редакции, действующей на 25.05.2020, ограничения, установленные данным пунктом и направленные на соблюдение режима самоизоляции, не распространяются на порядок и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, жалобы на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях рассматриваются краевым судом в обычном режиме. Доводы о том, что ФИО1 относится к лицам, указанным в п.п. 4, 5 (1) названного указа, нахождении его на карантине, не приводятся. Отмечается относительно указания на желание представить пояснения на отзыв природоохранного прокурора, что в данном случае прокурор участником производства по настоящему делу не является. Не приводятся доводы об отсутствии объективной возможности направить письменные пояснения с приложением дополнительных доказательств.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1 которого под отходами производства потребления определяет вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24.6 названного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными- операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭКО» имеет лицензию от 01.11.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю.

В ходе проведенных Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решений и.о. Пермского межрайонного природоохранного прокурора от 19.11.2019, 21.11.2019 проверок соблюдения индивидуальным предпринимателем С., ООО «****» законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, лицензировании выявлены факты оказания ООО «ЭКО» указанным лицам на основании договора от 01.01.2019 на вывоз мусора (заказчик ИП С., г. Краснокамск, перевозчик ООО «ЭКО»), договора от 27.12.2017 на вывоз твердо-бытовых отходов (заказчик ООО «****», г. Краснокамск, перевозчик «ЭКО») услуг по вывозу и передаче на специализированный полигон отходов в период с января по сентябрь 2019 года.

В силу положений п.1 ст.24.6, п.п. 2-4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.6 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации», если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору.

На территории Пермского края 02.11.2018 по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами заключено соглашение по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с ПКГУП «Теплоэнерго».

Следовательно, на период 2019 года услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов может осуществлять вопреки доводам стороны защиты исключительно региональный оператор - самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Нарушение требований действующего законодательства, а именно осуществление ООО «ЭКО», не являющимся региональным оператором или оператором, привлеченным в установленном порядке уполномоченным лицом, при наличии на территории Пермского края регионального оператора транспортирования твердых коммунальных отходов, образованных в ходе деятельности ИП С. и ООО «****», послужило основанием для составления в отношении должностного лица ООО «ЭКО» - генерального директора ФИО1 протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности по данной норме.

Вопреки доводам жалобы факт транспортирования ООО «ЭКО» твердых коммунальных отходов, образующихся в результате деятельности ИП С., ООО «****» в период с января 2019 года по сентябрь 2019 года, и, соответственно, совершение административного правонарушения генеральным директором ООО «ЭКО» ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, включая указанные выше договоры, акты между ООО «ЭКО» и ИП С. от 28.02.2019, 30.04.2019, 31.07.2019, 31.08.2019, 30.09.2019 об оказанных услугах по вывозу отходов, платежные поручения об оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов в 2019 году, акты между ООО «ЭКО» и ООО «****» от 31.01.2019, 28.02.2019, 31.01.2019, 30.04.2019, 31.05.2019, 30.06.2019, 31.01.2019, 31.08.2019, 30.09.2019 об оказанных услугах по вывозу отходов, счета на оплату от указанных дат оказанных услуг, платежные получения от 22.02.2019, (за вывоз отходов в январе 2019 года), от 23.03.2019 (за вывоз отходов в феврале 2019 года), от 30.04.2019 (за вывоз отходов в марте 2019 года), от 23.05.2019 (за вывоз отходов в апреле 2019 года), от 22.06.2019 (за вывоз отходов в мае 2019 года), от 08.08.2019 (за вывоз отходов в июне 2019 года), от 09.09.2019 и 15.09.2019 (за вывоз отходов в июле 2019 года), от 17.08.2019и 24.09.2019 (за вывоз отходов в августе 2019 года), от 24.10.2019 и 14.11.2019 (за вывоз отходов за сентябрь 2019 года); объяснения представителя ООО «****» М. от 26.11.2019 о том, что организация вывоза твердых коммунальных отходов осуществляется ООО «****» до заключения последним договора с региональным оператором; объяснения ИП С. от 21.11.2019 об оказании ему ООО «ЭКО» услуг по вывозу мусора, о составе образующихся отходов, а именно твердых бытовых отходов.

Относительно позиции о том, что договоры заключались на вывоз твердых бытовых отходов, указание в перечисленных актах и счетах на вывоз отходов за исключением ТКО, то они не могут быть приняты с учетом приведенного выше понятия твердых коммунальных отходов.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «ЭКО» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Выводы о совершении должностным лицом административного правонарушения сделаны с учетом требований действующего законодательства об обращении с отходами, положений ст.2.4 КоАП РФ.

Относительно суждения об отсутствии у ООО «***» (в действительности ООО «ТД «***») права осуществлять деятельность по транспортировке отходов на территории Краснокамского района, то с учетом требований ст.26.1 КоАП РФ в данном случае значение имеет соответствие требованиям действующего законодательства действия ООО «ЭКО», должностным лицом которого является ФИО1

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и соответствует характеру допущенных нарушений.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, допущено не было.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения

По смыслу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела.

28.02.2020 ФИО1 в суд было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела (л.д. 71), в котором заявитель указал на невозможность присутствия в судебном заседании. При этом причины невозможности участия ФИО1 в рассмотрении жалобы в ходатайстве приведены не были. В данном случае судья городского суда обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 28.02.2020, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.12.2019 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись