ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-681(2 от 23.12.2020 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-681(2)/2020

Судья Заболотникова О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 23 декабря 2020 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 октября 2020 года, вынесенное в отношении главного управляющего директора АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 04-094/2020 от 12 августа 2020 года (далее также постановление должностного лица № 04-094/2020 от 12 августа 2020 года) главный управляющий директор АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 (далее также ФИО2) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На указанное постановление ФИО2 была подана жалоба в суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 октября 2020 года постановление должностного лица № 04-094/2020 от 12 августа 2020 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит данное решение судьи районного суда отменить и оставить вынесенное им постановление без изменения.

Указывает, что проведенная в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» (далее также АО «ТКС», общество) плановая проверка соответствовала ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части проведения на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом были учтены требования п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, поэтому в связи с проведением противокоронавирусных мероприятий указанная плановая проверка общества осуществлялась с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе телефонной и другой связи, что не тождественно документальной проверке.

Ссылается на то, что в нарушение п. 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» во всех представленных обществом формах отражены только три вида отходов IV класса опасности, тогда как предприятие имеет утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в составе которых поименованы и другие отходы, образуемые в процессе деятельности предприятия с I по V классы опасности.

Выражает несогласие с выводами судьи районного суда о том, что на территории проверяемого объекта не образуются другие отходы, ввиду чего они не нашли отражение в документах учета и статистической отчетности. Данный вывод опровергается действующим проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для АО «ТКС» на площадке по адресу: г. Тамбов, ул. ***, данными публичного реестра Программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также заключенными договорами и актами выполненных работ на отходы.

Указывает, что судьей районного суда в решении были сделаны два взаимоисключающих вывода о том, что отсутствие титульного листа в журналах учета отходов, в первом случае является малозначительным, а во втором случае не является составом административного правонарушения.

По мнению автора жалобы, предоставление обществом в адрес управления Росприроднадзора после формирования официальных сводных данных по области и отправки исправленных статистических данных в Росстат, свидетельствует о наличии нарушений законодательства, допускаемых предприятием, и состава вмененного ФИО2 административного правонарушения.

Автор жалобы, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Промзелеву Е.В., действующую на основании доверенности в интересах ФИО2, считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее также Порядок).

Пунктами 5 и 8 Порядка установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В силу п. 18 Порядка в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» в столбце М указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, которым переданы отходы, а также дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (в случае передачи отходов I - IV класса опасности) и наименование органа, выдавшего указанную лицензию.

Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Как усматривается из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 6 по 31 июля 2020 года была проведена плановая проверка в отношении АО «ТКС», осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам по транспортировке и обеспечению водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставлению различных услуг по монтажу, демонтажу, ремонту соответствующих сетей.

В ходе проверки установлено, что общество не ведет учет в области обращения с отходами в соответствии с вышеназванным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Во всех представленных формах отражены только 3 вида отходов IV класса опасности. Предприятие имеет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в составе которых обширный перечень отходов с I по V класса опасности, образуемых в процессе деятельности.

Фактическое образование отходов с I по V класса опасности подтверждено заключенными договорами и актами выполненных работ на отходы нефтепродуктов (III класс опасности), аккумуляторов (II класс опасности), ртутных ламп (I класс опасности), автомобильных покрышек (IV класс опасности), лома металлического (V класс опасности).

Учет по вышеуказанным отходам отсутствует, что является нарушением приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного управляющего директора АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица № 04-094/2020 от 12 августа 2020 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.

Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным.

Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлено, что в распоряжении управления Росприроднадзора от 29 июня 2020 года № РТ-204 о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «ТКС» указано, что предметом проверки является один объект I категории HBOC (68-0168-000730-П) - промплощадка очистных сооружений, расположенная по адресу: г. Тамбов, ул. ***

07 июля 2020 года обществом по требованию проверяющих должностных лиц была представлена документация за 2018-2019 годы, относящаяся к указанному объекту проверки.

В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» при наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, на бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица.

Обществом в соответствии с данным приказом отчеты по форме 2-тп (отходы) были заполнены и направлены в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора через «Личный кабинет природопользователя» в установленный срок, с последующим предоставлением на бумажном носителе 31 января 2020 года.

Иные виды отходов не отражены в документах учета и статистической отчетности, ведущихся и предоставляемых в отношении объекта I категории, в связи с тем, что таковые не образуются на территории данного объекта.

Отходы, образование и передачу которых подтверждают указанные в постановлении должностного лица № 04-094/2020 от 12 августа 2020 года: договор № 01/02-Р от 02.11.2015 г., заключенный обществом с ООО «ТЕХНОЭКОС», по приему и временному хранению, а также обезвреживанию ртутносодержащих отходов (акт № 91 от 28.05.2018 г., акт № 243 от 27.11.2018 г., акт № 116 от 26.06.2019 г., акт № 225 от 11.10.2019 г.); договор № 22/09 от 09.09.2013 г., заключенный обществом с ОАО «Вторцветмет» на поставку лома цветных и черных металлов (акт от № 13.08.2018 г., акт № 1 от 06.08.2019 г. и акт № 2 от 09.08.2019 г.); договор купли-продажи отработанных нефтепродуктов и аккумуляторных батарей № 337/кп/116-2013/06-104 от 25.06.2013 г., заключенный обществом с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» и договор об оказании экологических услуг № 337/0/116-2013/06-113 от 25.06.2013 г., заключенный обществом с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» (акт выполненных работ № 172 от 15.05.2018 г., акт выполненных работ № 567 от 08.11.2018 г., акт выполненных работ № 90 от 12.03.2019 г., акт выполненных работ № 485 от 23.06.2019 г.) были образованы на территории иных объектов АО «ТКС».

Лампы ртутные отражены в отчете 2-тп (отходы) промплощадка № 1, представленном в управление Росприроднадзора 31.01.2020 г., аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, нефтепродукты, лом и отходы алюминия в кусковой форме незагрязненные отражены в отчете по форме 2-тп (отходы) промплощадка № 2, представленном в управление Росприроднадзора 31.01.2020 г.

Все виды отходов, образующиеся в результате деятельности общества, были отражены в соответствии с объемом и местом их образования по каждому обособленному подразделению и по предприятию в целом, с последующим отражением в отчетности по форме 2-тп (отходы) и Декларации о плате за негативное воздействие.

С учетом установленных обстоятельств, судьей районного суда сделан правильный вывод о том, что в данном случае в действиях должностного лица АО «ТКС» ФИО2 отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 октября 2020 года, вынесенное в отношении главного управляющего директора АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов