судья Черепанова А.Г.
дело №7-682/2018 (21-391/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 26 апреля 2018 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Юрковой Ольги Александровны на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 11.01.2018 №07-01-05/03-Ю, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 15.03.2018, вынесенных в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 11.01.2018 №07-01-05/03-Ю общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» (далее – ООО «Газпром трансгаз Чайковский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 15.03.2018 постановление должностного лица от 11.01.2018 оставлено без изменения, жалоба ООО «Газпром трансгаз Чайковский» – без удовлетворения.
В жалобе, направленной в Пермский краевой суд, защитник ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Юркова О.А. просит решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица ФИО1, извещённый о времени и месте, участия не принимал. Защитники Юркова О.А., Черепанов А.А. доводы жалобы поддержали.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО2, полагавшей об отказе в удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.
В соответствии с ч. 1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела 28.10.2017 в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю поступила информация об инцинденте, произошедшем на 21 км газопровода - отвода к ГРС Усолье (Пыскор), эксплуатируемого Березниковским ЛПУМГ – филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
Согласно акту технического расследования причин инциндента, на 21 км газопровода – отвода к ГРС Усолье (Пыскор), эксплутируемого Березниковским ЛПУМГ – филиала ООО «Газпром транссгаз Чайковский», технической причиной инцидента явилось одновременное воздействие следудующих факторов, действующих на данном участке:
-высокими локальными освевыми растягивающими напряжениями нижней образующей трубы, вызванными нарушением проектного решения по шагу раскладки парных бетонных утяжелителей типа УБО-1;
-наличием поперечных концентратов напряжений, обусловленных технологией проката металлической нефтепроводной трубы 530х7, изготовленной национальным предприятием «Хомутов» (Чехословакия) в 1989 году по ТУ 387/88;
-доступа электролита (грунтовой воды) к поверхности трубы, связанного с некачественным нанесением изоляционного покрытия при строительстве газопровода.
Организационной причиной инцидента являлось необеспечение безопасной эксплуатации Березниковский ЛПУМГ-филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский» газопровода – отвода к ГРС Усолье (Пыскор).
Соласно паспорту качества газа за октября 2017 года в составе природного газа содержатся загрязняющие вещества: метан, этан, пропан, изобутан, диоксид углерода и др.
Согласно акту технического расследования, в резульате инцидента было безвозвратно потеряно 7643 м?.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества к административной ответственности.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом и судьей городского суда при рассмотрении дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно протоколом об административном правонарушении от 26.12.2017; материалами технического расследования причин инцидента, произошедшего 27.10.2017, содержащими в том числе, акт технического расследования причин инцидента от 20.11.2017; протоколы осмотра места инцидента от 28.10.2017, 29.10.2017, письменные объяснения сотрудников общества; расчеты массы выбросов и ущерба (платы) в результате инцидента; паспортом качества газа № 23-10-17 за октябрь 2017 года и другими имеющимися в деле доказательствами.
Выводы должностного лица, вынесшего постановление о привлечении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к административной ответственности, и судьи городского суда о доказанности вины данного юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения являются мотивированными и основаны на оценке имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, доказательств, подтверждающих, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований установленных Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», материалы дела не содержат.
Должностным лицом и судьей городского суда достоверно установлено, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» осуществляет деятельность по эксплуатации газопровода – отвода к ГРС Усолье (Пыскор), будучи ответственным лицом за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, за безопасную эксплуатацию газопровода, не предприняло мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду. Вопреки доводам жалобы, вывод суда о том, что организационной причиной инцидента явилось в том числе, необеспечение безопасной эксплуатации газопровода, основан на совокупности имеющихся в деле доказательств. Не смотря на проводимые обществом мероприятия, направленные на выявление дефектов газопровода, произошел инцидент, аварийный выброс природного газа в атмосферу, таким образом, со стороны юридического лица имело место некачественное либо неполное выполнение всех необходимых требований при эксплуатации газопровода.
При этом, являясь собственником газопровода, общество, будучи ответственным лицом за соблюдение требований законодательства в области окружающей среды, за безопасную эксплуатацию газопровода, не предприняло мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду. Прорывы трубопроводов возникают либо в результате невыполнения, либо некачественного выполнения всех необходимых требований по эксплуатации трубопроводов, установленных нормативными правовыми актами в данной сфере регулирования.
В данном случае несоблюдение обществом требований промышленной безопасности привело к нарушению экологических требований, установленных в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя жалобы на то, что природный газ не имеет концентраций, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, отмену состоявшихся по делу актов не влечет, поскольку, как следует из паспорта качества газа, в составе природного газа содержатся загрязняющие вещества: метан, этан, пропан, изобутан, диоксид углерода и др. Кроме того, в материалы дела представлен расчёт массы выбросов и ущерба (оплаты) в результате инцидента 27.10.2017, согласно которому плата за сверхлимитный выброс (ущерб) – природный газ (в пересчете на метан СН4) рассчитана из ставки платы за 1 тонну загрязняющего вещества (метан СН4). При этом, в рассматриваемом деле количество выброшенного газа значения не имеет, поскольку в вину юридическому лицу не вменяется превышение предельно допустимых выбросов, имел мест аварийный выброс веществ в атмосферу.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не допущено.
Действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции, предусмотренной санкцией ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.
При указанных обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 11.01.2018 №07-01-05/03-Ю, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 15.03.2018 оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Юрковой Ольги Александровны - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья- подпись-