Дело № 7-684(2)/2020.
Судья Заболотникова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 21 декабря 2020 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении главного управляющего АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № *** от 12 августа 2020 года, главный управляющий АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, главный управляющий АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 обратился в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 октября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд, государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, а постановление должностного лица оставить без изменения.
Указывает, что фактическое образование отходов с I по V класс опасности в результате деятельности АО «ТКС» подтверждается заключенными договорами и актами выполненных работ на отходы нефтепродуктов (III класс опасности), аккумуляторов (II класс опасности), ртутных ламп (I класс опасности), автомобильных покрышек (IV класс опасности), лома металлического (V класс опасности). Также подтверждает образование указанных отходов следующие документы. Договор по приему и временному хранению, а также обезвреживанию ртутьсодержащих отходов с ООО «ТЕХНОЭКОС» №01/02-Р от 02.11.2015 (акт №91 от 28.05.2018, акт №243 от 27.11.2018, акт №116 от 26.06.2019, акт №225 от 11.10.2019). Договор о поставки лома цветных и черных металлов с ОАО «Вторцветмет» №22/09 от 09.09.2013 (акт от 13.08.2018, акт №1 от 06.08.2019 и акт №2 от 09.08.2019). Договор купли-продажи отработанных нефтепродуктов и аккумуляторных батарей с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» № 337/КП/116-2013/06-104 от 25.06.2013 и договор об оказании экологических услуг с ООО «Тамбовский Экологический Комбинат» №337/0/116-2013/06-113 от 25.06.2020 (акт выполненных работ №172 от 15.05.2018, акт выполненных работ №567 от 08.11.2018, акт выполненных работ №90 от 12.03.2019, акт выполненных работ №485 от 23.09.2019).
Таким образом, выводы судьи о том, что иные виды отходов не отражены в документах учета и отчетах предприятия потому что не образуются на территории данного объекта, неправомерны и не основаны на материалах проверки.
Исходя из вышеизложенного следует, что полный перечень отходов не отражен в представленных АО «ТКС» учетных и отчетных данных, что означает отсутствие полного и достоверного учета по вышеуказанным и другим отходам в нарушение ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, в действии главного управляющего АО «ТКС» ФИО2, при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия усматриваются нарушения экологических требований: сокрытие или искажение экологической информации.
В решении судьи указано, что отчеты по форме 2-ТП (отходы) были заполнены в соответствии с действующим законодательством, для каждого обособленного подразделения, с отражением всех видов отходов образующихся в результате деятельности АО «ТКС». При этом, судьей не было учтено и принято во внимание, что объект негативного воздействия на окружающую среду - очистные сооружения, не является структурным подразделением АО «ТКС», а приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 №721 предусмотрено заполнение данных учета по юридическому лицу в целом. К тому же вся утвержденная нормативная и разрешительная документация предприятия в сфере охраны окружающей среды и природопользованию разработана и утверждена в целом по АО «ТКС», без разбивки по подразделениям, что означает - АО «ТКС» не осуществляет ведение учета в области обращения с отходами в порядке предусмотренном вышеуказанными законодательными и нормативно-правовыми актами.
Также не состоятельны выводы решения о том, что отчеты 2-ТП (Отходы) в установленном порядке были заполнены и направлены в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора через «Личный кабинет природопользователя» в установленный срок, с последующим предоставлением на бумажном носителе 31.01.2020, что подтверждает отметка о принятии.
При этом, не было принято во внимание, что отчеты 2-ТП (Отходы) и Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующими нормативными актами принимаются в уведомительном порядке, а их полнота и достоверность проверяются при осуществлении государственного экологического надзора. Отметка на документах является только подтверждением предоставления в адрес Управления формы федерального статистического наблюдения №2ТП(отходы) в установленные законодательством сроки (до 1 февраля), не более того.
Согласно оформленному протоколу об административном правонарушении, в отчетности по форме 2-тп (отходы) у предприятия отсутствуют сведения об отходах ртутных ламп, нефтепродуктов, аккумуляторов, автомобильных покрышек, лома металлического, что основано не только на документах, предоставленных АО «ТКС» по площадке очистных сооружений, но, на документах, имеющимся в распоряжении Управления по АО «ТКС» в рамках исполняемых полномочий, в том числе на осуществление разрешительной деятельности.
Кроме того на очистных сооружениях АО «ТСК» согласно сведениям 2-ТП отходы и данных учета отходов в 2018 г. образовалось 4028 тонн отходов - ила избыточного биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, в 2019 году 4600 тонн ила.
АО «ТКС» умышленно искажает данные о фактическом образовании отхода IV класса опасности - ила избыточного биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, обязанность по захоронению которого на специализированном полигоне является платной услугой.
Выслушав представителя АО «ТКС» ФИО3, считавшую решение судьи правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 4.1 Закона № 89-ФЗ разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду (I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы).Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. №50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 г. №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утратил силу с отчета за 2020 год в связи с изданием Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, на бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица.
Как следует из материалов дела, Врио заместителя руководителя Центрального – Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) ФИО4 вынесено Распоряжение от 29.06.2020 г. № РТ-204 о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы», а именно только одного объекта I категории HBOC (68-0168-000730-П) - промплощадки очистных сооружений, расположенной по адресу: <...>.
07.07.2020 АО «ТКС» была представлена документация за 2018-2019 гг. в отношении данного объекта, подлежащего плановой проверке - HBOC (I категории) 68-0168-000730-П - промплощадки очистных сооружений, расположенной по адресу: <...>, что также отражено в сопроводительном письме исх. №01-05-2361 от 07.07.2020 (л.д. 139).
В отношении других промплощадок, иных подразделений общества, а также в отношении самого общества в целом, контролирующим органом не выносилось распоряжения о проведении проверки.
В материалах дела не имеется объективных доказательств, подтверждающих изложенные в протоколе об административном правонарушении №04-088/2020 от 03.08.2020 сведения о сокрытии (непредставлении, искажении) образующихся отходов с I по V класс опасности именно на приведенном выше объекте проверки - промплощадки очистных сооружений канализаций (по объекту HBOC (I категории) 68-0168-000730-П).
В дела также не имеется доказательств, что иные виды отходов, о которых указывает автор жалобы, образуются именно на территории данного объекта.
Все виды отходов, образующиеся в результате деятельности АО «Тамбовские коммунальные системы», отражены в соответствии с объемом и местом их образования по каждому обособленному подразделению и по предприятию в целом, с последующим отражением их в отчетности по форме 2-тп (отходы), что подтверждается представленными АО «ТКС» материалами.
Кроме того, и это никем не опровергнуто, согласно представленным АО «ТКС» возражениям на жалобу, по требованию должностных лиц Управления АО «ТКС» ведет учет и предоставляет данные статистической отчетности именно по промплощадкам. Данные учета в области обращения с отходами по юридическому лицу в целом за 2018-2020 гг. также были предоставлены в Управление 04.08.2020 до составления протокола об административном правонарушении, хотя данная информация выходит за рамки проводимой проверки по основаниям, указанным выше.
Согласно акту проверки № РТ-204 от 31.07.2020 при исследовании предоставленной документации выявлено сокрытие, искажение представленной информации, а именно установлено фактическое образование и движение отходов с I по IV класс опасности за 2018-2019 гг.: отходы ртутных ламп, нефтепродуктов, аккумуляторов, автомобильных покрышек, лома металлического.
АО «ТКС», в соответствии с приказом Росстата от 12.12.2019г. №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», отчеты на каждый объект по форме 2-ТП (отходы) были заполнены и направлены в Центрально-черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора через «Личный кабинет природопользователя» в установленный срок, с последующим предоставлением на бумажном носителе 31.01.2020 г., что подтверждается отметками о принятии.
Иные виды отходов, указанные в акте проверки, не отражены в документах учета и статистической отчетности, ведущихся и предоставляемых в отношении объекта I категории, в связи с тем, что образуются на территории иных объектов.
Так аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, нефтепродукты, лом и отходы алюминия в кусковой форме незагрязненные отражены в форме 2-ТП (отходы) промплощадка №2, сданной в Управление Росприроднадзора 31.01.2020 г., вх. №03/960 (л.д. 153-157).
Разрешение вопросов относительно ила избыточного биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, является предметом рассмотрения по другим делам об административных правонарушениях.
Таким образом выводы, изложенные в акте проверки от 31.07.2020 года № РД-04, о сокрытии АО «ТКС» фактического образования и движения отходов с I по IV класс опасности за 2018-2019 гг. не нашли своего объективного подтверждения, являются не соответствующими действительности, опровергаются имеющимися в деле материалами.
Таким образом, Управление, проводя плановую проверку только одного объекта АО «ТКС» - HBOC (I категории) 68-0168-000730-П - промплощадки очистных сооружений, расположенной по адресу: <...>, вышло за ее пределы, сделав итоговый вывод о деятельности всей организации, а не объекта проверки.
Доводы жалобы в части несогласия с выводами судьи о том, что отчеты по форме 2-ТП (отходы) были заполнены в соответствии с действующим законодательством, для каждого обособленного подразделения, с отражением всех видов отходов образующихся в результате деятельности АО «ТКС» и своевременно предоставлены в контролирующий орган, также не нашли своего объективного подтверждения, являются преждевременными и основаны на неверном толковании закона.
Так, в соответствии с п. 2 Приказом Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», действовавшего на момент проведения проверки, обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Не нашел своего объективного подтверждения и довод жалобы относительно умышленного искажения предоставленных данных о фактическом образовании отходов как на проверяемом объекте, так и по обществу в целом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отмене оспариваемого постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного управляющего АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 26 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении в отношении главного управляющего АО «Тамбовские коммунальные системы» ФИО2 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Ю.А. Курохтин