ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-688/2021 от 19.11.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Кольцова В.В. № 7-688/2021

РЕШЕНИЕ

г.Астрахань 19 ноября 2021 года

Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиевой Н.Х., при секретаре Курмангалиевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 07 мая 2021 года № 25-20-12/2021-31 менеджер отдела организационного и кадрового обеспечения министерства физической культуры и спорта Астраханской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решением судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 июля 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 июля 2021 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывает, что административным органом ошибочно сделан вывод о том, что при определении НМЦК использованы коммерческие предложения, в которых указан не идентичный товар. В протоколе об административном правонарушении не указано, оказали ли приведенные различия в коммерческих и финансовых условиях поставки товаров существенное влияние на результаты закупки. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО2, возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Астраханской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в министерстве физической культуры и спорта Астраханской области.

В ходе проверки установлено, что приказом минспорта Астраханской области от 02 декабря 2019 г. №52/1 ФИО1 принят на работу, назначен на должность менеждера отдела организационного и кадрового обеспечения минспорта Астраханской области.

Приказом руководителя минспорта Астраханской области от 24 декабря 2019 года № 123/лс ФИО1 назначен конкурсным управляющим минспорта Астраханской области.

Закупка «Спортивное покрытие для проведения соревнований по гандболу» включена в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 года.

26 июня 2020 г. Государственным казенным учреждением Астраханской области «Региональный центр организации закупок» в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона «Спортивное покрытие для проведения соревнований по гандболу» с начальной (максимальной) ценой контракта 6 017 365,33 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона ответственным должностным лицом по данной закупке является ФИО1 (контрактный управляющий).

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона в ЕИС 26 июня 2020 г. размещена документация об электронном аукционе на приобретение спортивного покрытия для проведения соревнований по гандболу, утвержденная министром физической культуры и спорта Астраханской области, согласно которой закупается спортивное покрытие для проведения соревнований по гандболу в количестве 1 штуки с определенными техническими н качественными характеристиками:

В ходе проверки обоснования НМЦК установлено следующее.

При обосновании НМЦК на сумму 6017365,33 рублей по закупке № 0825500000720000004 применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 5 апреля. 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК.

В ходе проверки УФК по Астраханской области представлены копии документов, в том числе запрос ценового предложения минспорта Астраханской области от 02 марта 2020 г. № 973/01-10, адресованный неопределенному кругу лиц, согласно которому: предлагается предоставить ценовое предложение на поставку следующих товаров: покрытие для спортивного зала со следующими техническими качественными характеристиками: размеры покрытия 44,00 м х 29,00 м; наличие трехслойной конструкции; общая толщина не менее 8,00 мм; толщина верхнего износоустойчивого слоя не менее 1,45 мм; абсорбация удара не менее 34 процента; вертикальная деформация не менее 1,20 мм; вертикальный отскок мяча не менее 98 процентов; показатель сопротивления поверхности скольжению не более 103 PTV; цвет покрытия - голубой; покрытие должно соответствовать международному стандарту EN 14904 для проведения международных соревнований. Должен быть произведен монтаж покрытия, включающий в себя: зачистку и обеспыливание основания; приклеивание покрытия к основанию на дисперсионный клей; подготовка и сварка швов; нанесение трех спортивных разметок - гандбол. Место поставки: <...>. В цену товара необходимо включить расходы на доставку, монтаж или установку (при необходимости), гарантийное обслуживание, а также уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. В запросе ценового предложения от 2 марта 2020 г. № 973/01-10 минспорт Астраханской области также просит поставщика указать сроки гарантии на товар и максимальное время поставки.

Административный орган исходил из того, что информация о коммерческих, финансовых условиях поставки товара в коммерческих предложениях Ф.И.А. не сопоставима с коммерческими и финансовыми условиями поставки товара, планируемого к Закупке № 0825500000720000004, в части срока поставки товара, порядка оплаты и гарантийных обязательств.

В коммерческом предложении Ф. от 16 марта 2020 г. отсутствует информация о гарантийном сроке, месте поставки товара и порядке формирования цены, а также установлены условия оплаты - 100 процентная предоплата (аванс).

В коммерческом предложении И. без даты и номера отсутствует информация о месте поставки товара и порядке формирования цены, а также установлены условия оплаты - 100 процентная предоплата (аванс);

В коммерческом предложении А. от 15 марта 2020 г. без номера отсутствует информация о месте поставки товара и порядок оплаты товара, а также установлены следующие условия: стоимость работ включает в себя: стоимость монтажа нового покрытия с проваркой сварочным шнуром, стоимость нанесения разметки, стоимость доставки и командировочные расходы. Поставка товара может быть осуществлена на следующих условиях: срок поставки материалов 9 недель; срок гарантии на покрытие 1 год; срок гарантии на работы 1 год.

Информацию о товаре, указанную в коммерческих предложениях Ф.И. невозможно сопоставить на идентичность и однородность товару, планируемому к Закупке, так как в коммерческих предложениях не указана информация о наличии и длине сварочного шнура, особенности монтажа покрытия.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 7 июля 2020 г. между минспортом Астраханской области и М. заключен государственный контракт от 22 июля 2020 г. на сумму 6 017 365,33 рублей. Контракт исполнен.

Административный орган пришел к выводу, что при обосновании НМЦК на сумму 6017365,33 рублей нарушен порядок обоснования НМЦК, так как использована информация о цене товара, содержащаяся в коммерческих предложениях Ф.И.А. которую невозможно сопоставить:

на идентичность и однородность товару, планируемому к Закупке;

с финансовыми и коммерческими условиями планируемой Закупки.

Административный орган пришел к выводу, что в нарушение частей 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе минспортом Астраханской области в 2020 году допущено несоблюдение иных требований, установленных законодательством Российской Федерации, при определении и обосновании НМЦК при применении метода сопоставимых рыночных цен, а именно при обосновании НМЦК по закупке «Спортивное покрытие для проведения соревнований по гандболу» использована информация о цене товара, не являющегося идентичным и однородным товару, планируемому к закупке, в части наличия и длины сварочного шнура, особенностей монтажа покрытия, а также использована информация о цене товара, не сопоставимая с финансовыми и коммерческими условиями планируемой закупки, в части срока поставки товара, порядка оплаты и гарантийных обязательств.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Приказом № 123/лс на контрактного управляющего минспорта Астраханской области – менеджера отдела организационного и кадрового обеспечения минспорта Астраханской области ФИО1 возложена персональная ответственность в пределах осуществляемых им полномочий.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и Документации ответственным должностным лицом по Закупке является ФИО1.

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, согласился с выводами должностного лица.

Однако, районным судом не учтены следующие обстоятельства.

Согласно части 16 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.

Частью 17 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.

Из содержания указанных норм закона следует, что несопоставимыми признаются только такие коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, которые оказали существенное влияние на соответствующие результаты, в данном случае, на результаты обоснования НМЦК.

Вместе с тем, вопреки вышеизложенным требованиям закона ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении должностного лица не указано, оказали ли приведенные в этих актах различия в коммерческих и финансовых условиях поставки товаров (в части наличия и длины сварочного шнура, особенностей монтажа покрытия, в части срока поставки товара, порядка оплаты и гарантийных обязательств) существенное влияние на соответствующие результаты, и в чем именно это выразилось (уменьшилась или увеличилась НМЦК по сравнению с расчетной ценой и насколько существенно).

Административным органом указано, что ФИО1 нарушены иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, при определении и обосновании НМЦК. Между тем не конкретизировано, какие именно требования нарушены.

Методические рекомендации № 567, которые разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, носят рекомендательный характер и не являются нормативным актом, обязательным к применению.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусматривает обязательных требований указывать в коммерческих предложениях технические и качественные характеристики товара, можно указать наименование, марку, модель товара с подходящими характеристиками; порядок формирования цены товара и порядок оплаты товара; определять срок поставки товара, гарантийный срок. Кроме того, не мог повлиять на обоснования содержания ответов коммерческих предложений.

Согласно Федеральному закону от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ Перечень условий разъясняющих, что входит в понятие «коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров является исчерпывающим.

Прихожу к выводу, что во всех коммерческих предложениях Ф.И.А. был предложен идентичный товар.

Вышеуказанные различия коммерческих и финансовых условий поставок товаров не могли оказать существенного влияния на результат, то есть на обоснование НМЦК указанной закупки, в силу чего нельзя признать цену несопоставимой.

Об этом же свидетельствуют результаты проведенной закупки указанного товара, согласно которой контракт на приобретение спортивного покрытия для проведения соревнований по гандболу заключен на сумму 6 017 365,33 руб. с М. В процессе аукциона подано 2 заявки на участие. Жалобы при проведении процедуры отсутствовали, ничьи интересы не нарушены. Обязательства поставщика по данному контракту выполнены в полном объеме.

Таким образом, оснований считать, что ФИО1 при обосновании НМЦК указанной закупки нарушены положения части 3 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, не имеется, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, выводы должностного лица и судьи районного суда являются необоснованными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что судьей районного суда должным образом не дана оценка всем имеющимся для дела значимым обстоятельствам, и не всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Согласно требованиям части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 07 мая 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 июля 2021 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 07 мая 2021 года № 25-20-12/2021-31, решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 июля 2021 года отменить.

Производство по делу в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Астраханского

областного суда Н.Х. Мухамбеталиева