ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-68/18 от 22.08.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

судья Манжеев Б.В. № 7-68/2018

Р Е Ш Е Н И Е

22 августа 2018 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., при секретаре Кикеевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 21 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» Саттарова Марата Нурулловича,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. № ХХХ от 18 мая 2018 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» (далее – ООО «ЕвроСибОйл», Общество) Саттаров М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 21 июня 2018 г. по жалобе генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н. вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. просит решение судьи отменить. Указывает, что судом не мотивированы основания, по которым акт осмотра № ХХХ с фототаблицей и планом схемой, акты отбора проб почвы, протоколы исследования проб почв, заключения экспертной лаборатории не признаны в качестве надлежащих доказательств. Ссылается на то, что указанные документы составлены по результатам планового (рейдового) обследования на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия № ХХХ от 27 февраля 2018 г. в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем к ним не применимы требования, установленные ч. 2 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Оконов У.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В письменных возражениях генеральный директор ООО «ЕвроСибОйл» Саттаров М.Н. просил оспариваемое решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В настоящем судебном заседании защитник генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Батыршин Д.И. возражал против доводов жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как установлено судом, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 февраля 2018 г. № ХХХ должностными лицами Росприроднадзора по Республике Калмыкия с участием сотрудника заповедника Мучкаева У.Н., главного специалиста испытательной лаборатории Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-«ЦЛАТИ по Волгоградской области» Будаева А.И. 28 февраля 2018 г. осуществлён плановый рейдовый осмотр территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» в границах Черноземельского района на основании оперативного сообщения об инциденте, поступившего 26 февраля 2018 г. от ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» о факте розлива нефти из нефтепровода на V структуре Тенгутинского месторождения,

В ходе проведения мероприятий по обследованию территории ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» установлены факты розлива нефти из нефтепровода СП «Тенгутинское V структура» - СП «Тенгутинское IV структура» (протяженностью 5000 м), который расположен северо-восточнее от скважины № 213 Тенгутинского месторождения ООО «ЕвроСибОйл». На момент проведения обследования проведены земляные работы по ликвидации разливов нефти, при проведении обследования вдоль указанного нефтепровода выявлены земельные участки с нарушенным поверхностным слоем почвы (почвенный покров) в результате проведения земляных работ по ликвидации разливов нефти, частично загрязненные нефтепродуктами.

В этой связи, 28 февраля 2018 г. старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а именно осмотрена территория в границах ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли», 4, 5 структуры Тенгутинского нефтегазового месторождения, где визуально определен розлив нефти из нефтепровода протяженностью 5000 метров, координаты которого зафиксированы в протоколе осмотра. В ходе обследования территории проводилось фотографирование и с участием представителя лаборатории ЦЛАТИ по Волгоградской области Будаева А.И. осуществлялся отбор проб почв с обследуемых участков, которые впоследствии стали предметом экспертного исследования на содержание в них нефтепродуктов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и проведения административного расследования, в связи с чем 1 марта 2018 г. старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неопределенного круга лиц по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

01 марта 2018 г. по результатам обследования 28 февраля 2018 г. вышеуказанной территории составлен акт № ХХХ, согласно которому при обследовании территории участвовали государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц., Дорджиева Б.В., Хамуров М.О., представитель лаборатории ЦЛАТИ по Волгоградской области Будаев А.И., государственный инспектор заповедника Мучкаев У.Н.

По результатам административного расследования в отношении генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н. 7 мая 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. 18 мая 2018 г. вынесла постановление о признании генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н., как должностного лица, не принявшего своевременные меры по предотвращению нарушения природоохранного законодательства, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Прекращая производство по делу, судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия исходил из того, что доказательства в виде протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 февраля 2018 г., акт осмотра № ХХХ от 1 марта 2018 г. с фототаблицей и планом-схемой, акты отбора проб почвы от 28 февраля 2018 г. получены с нарушением требований ст. 27.8, 27.10 КоАП РФ, поскольку при их составлении отсутствовали понятые и должностным лицом не велась видеозапись. В связи с изложенным пришел к выводу, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу и предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, на основании которых вынесено постановление должностного лица не доказаны.

С такими выводами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Данные требования при производстве по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н. судом не соблюдены.

Статьей 2 Федерального закона 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ) определено, что мероприятие по контролю - в числе прочего, действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий (пункт 5); проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления (часть 1).

Из материалов дела усматривается, что 28 февраля 2018 г. на основании оперативного сообщения об инциденте, поступившего 26 февраля 2018 г. от ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» о факте розлива нефти из нефтепровода на V структуре Тенгутинского месторождения, а также приказа Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 27 февраля 2018 г. № ХХХ были осуществлены мероприятия по контролю (рейдовый осмотр) в порядке, предусмотренном ст. 8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ, в соответствии с Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 мая 2015 г. № 237, а также Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191.

Таким образом, в ходе проведения планового рейдового осмотра должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия не осуществлялось взаимодействие между контролирующим органом и непосредственно юридическим лицом, то есть проверка проводилась не в отношении конкретного лица, а в отношении территории ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли» в границах Черноземельского района на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства.

Имеющиеся в деле протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 февраля 2018 года, акт осмотра № ХХХ от 1 марта 2018 г., акты отбора проб почвы, обследования земельного участка были оформлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 237, а также Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191

Данные нормативно-правовые акты не содержат требований о порядке проведения осмотра территорий, отбора проб и не возлагают на должностных лиц обязанности при проведении данных мероприятий привлекать понятых и применять видео-фиксацию.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 названного Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 27.10 КоАП РФ, изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чём составляется протокол с соблюдением требований данной статьи.

По смыслу указанных правовых норм предусмотренный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении для последующего проведения экспертизы.

Вместе с тем, по настоящему делу осмотр территорий, отбор проб почв был проведен должностным лицом в рамках планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка до возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, учитывая, что осмотр территорий ФГБУ «ГПБЗ «Черные земли», отбор пробы почв проводились в результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка до возбуждения административного производства, то в данном случае требования ст. 26.5, 27.8 и 27.10 КоАП РФ к данной процедуре не применимы.

Следовательно, обстоятельства, установленные судом, явно противоречат фактическим обстоятельствам дела и не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Таким образом, в нарушение требований КоАП РФ событие административного правонарушения и другие юридически значимые обстоятельства судьей районного суда надлежащим образом не установлены и не проверены, в результате чего выводы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, преждевременны и не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Принимая во внимание изложенное выше, выводы суда сделаны без учета положений ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, а оценка собранных по делу доказательств произведена без соблюдения требований ст. 26.11 Кодекса, в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства, с учетом доводов жалобы об отсутствии в действиях генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова М.Н. состава административного правонарушения, а также о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ

р е ш и л:

решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 21 июня 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» Саттарова Марата Нурулловича отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Черноземельский районный суд Республики Калмыкия.

Судья В.В. Литовкин

.