Судья Буянова Н.А. Дело № 7-68/2020
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 19 февраля 2020 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Доволенский лесхоз» Г.В.Н. на решение судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Акционерного общества «Доволенский лесхоз» Г.В.Н.,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела лесных отношений - лесничего по Доволенскому лесничеству управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Л.А.А, № 23 от 17 сентября 2019 года генеральный директор Акционерного общества «Доволенский лесхоз» (далее АО «Доволенский лесхоз») Г.В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Г.В.Н. обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Г.В.Н. просит отменить принятые по делу акты.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что лесной участок, являющийся предметом проверки, АО «Доволенский лесхоз» использует на основании договора аренды, заключенного с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
В нарушение требований закона осмотр лесосеки проведен без извещения и до завершения работ по заготовке древесины.
Фотографии не позволяют установить, какой лесной участок был осмотрен согласно акту натурного обследования лесосеки.
Нарушений правил заготовки древесин и правил пожарной безопасности не допущено. Заготовка осуществлялась в соответствии с лесной декларацией. Считает, что лесопользователь сохраняет право на устранение недостатков в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода, в течение которого осуществляется заготовка. Между тем, на момент проверки лесной участок находился в стадии разработки, поэтому убрать порубочные остатки, то есть заготовленную ликвидную древесину, находящуюся на участке, огневым способом в пожароопасный период не представлялось возможным. Согласно технологической карте способом очистки делянки является укладка порубочных остатков на волоки и сбор порубочных остатков в кучи, а не их сжигание.
Доказательств, что порубочные остатки складированы за пределами погрузочного пункта и за границами технологического (погрузочного) пункта, определённого технологической схемой, материалы дела не содержат.
Кроме того, в отношении лица, привлекаемого к ответственности, 17 сентября 2019 года было вынесено два постановления по делу об административном правонарушении по факту нарушений, выявленных в результате одной проверки 01 сентября 2019 года в <адрес> и <адрес>, в связи с чем заявитель считает, что подлежат применению нормы части 5 статьи 4.1, части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Правовых оснований для составления двух протоколов об административном правонарушении и двух постановлений не имелось.
На основании изложенного, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила пожарной безопасности в лесах), и которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 16, подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Правила заготовки древесины утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) №337 от 01 августа 2011 года (далее Правила заготовки древесины).
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка №1/15-3 от 21 октября 2009 года Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области государственному унитарному предприятию «Доволенский лесхоз» предоставлены во временное пользование в целях заготовки древесины лесные участки на территории Доволенского лесничества, в том числе лесосеки с/з <адрес> (л.д.15).
Основанием для привлечения генерального директора АО «Доволенский лесхоз» Г.В.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о нарушении требований пункта 16, подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившемся в том, что по окончании заготовки на территории Доволенского лесничества в <адрес>, площадью 3,8 га, урочища совхоз «Суздальский» на площади 2 га порубочные остатки были разбросаны на территории лесосеки, а в некоторых местах свалены под деревья, оставлены на корню сухостойные и сломленные деревья (остолопы), имелись зависшие макушки деревьев.
Судья районного суда пришел к выводам, что выявленные нарушения подтверждаются допустимыми доказательствами и поскольку Г.В.Н. ненадлежаще выполнены свои служебные обязанности, то он обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Судья областного суда не находит оснований не согласиться с указанными выводами, учитывая следующее.
Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 53 ЛК РФ пожарная безопасность в лесах предусматривает осуществление мер пожарной безопасности, которые включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1).
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2).
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), и которые в силу пункта 5 указанных Правил на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с положениями статьи 38 Правил пожарной безопасности в лесах, лица, виновные в нарушении требований названных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Относительно Доволенского лесничества Министерством природных ресурсов и экологии по Новосибирской области утверждено «Положение об отделе лесных отношений по Доволенскому лесничеству (Доволенское лесничество) управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области» (утверждено 09 января 2018 года) (далее Положение о лесничестве) (л.д.24-31), должностные лица которого в силу пунктов 3.3, 3.17 Положения организуют и обеспечивают мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах на землях лесного фонда; осуществляют проверки соблюдения лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесах на территории лесничества.
Согласно материалам дела, на основании приказа министра Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области №960 от 01 июля 2019 года, в связи с пожароопасным сезоном утвержден план-график маршрутов мероприятий по контролю (патрулированию) лесов, в том числе в Доволенском лесничестве совхоза Суздальский в квартале 146 на 01 сентября 2019 года (л.д.49-54).
В соответствии с плановым заданием от 30 августа 2019 года в целях охраны лесов от нарушений лесного законодательства в части незаконных рубок древесины, проверки соблюдения требований Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины группой отдела лесных отношений по Доволенскому лесничеству 01 сентября 2019 года на территории Доволенского лесничества совхоз Суздальский квартал 146 проведены мероприятия по контролю (патрулированию) лесов, в результате чего были выявлены нарушения, явившиеся основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
Нарушения зафиксированы актом натурного обследования от 01 сентября 2019 года и фотоматериалами. Доводы о невозможности установления согласно акту координат расположения лесного участка опровергаются имеющимися в материалах данными космической съемки и системы АвтоКонтроля (навигационной ГЛОНАСС /GPS системы) (л.д.56), данными лесного плана Новосибирской области с картой-схемой административного деления территории Новосибирской области с указанием лесничеств (л.д.57).
Доводы жалобы об отсутствии нарушений Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности, поскольку период заготовки был не окончен и согласно технологической карте способом очистки делянки является укладка порубочных остатков на волоки и сбор порубочных остатков в кучи, а не их сжигание, не исключают состава административного правонарушения. Указанный в пункте 12 Правил заготовки древесины период, относится применительно обстоятельств по настоящему делу к периоду исполнения обязательств по договору аренды лесного участка. При этом в силу предусмотренных указанными Правилами заготовки древесины требований к организации и проведению работ, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой и трелевкой. Способы очистки четко регламентированы, и предусматривают условие осуществления очистки лесосек от порубочных остатков с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах (пункт 61 Правил заготовки древесины).
Между тем, с учетом обстоятельств, которые зафиксированы актом натурального осмотра и имеющимися в деле фотографиями, Обществом не была произведена очистка лесосеки на указанном в постановлении участке способами, предусмотренными Правилами заготовки древесины, и с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
Также на неверном толковании норм Правил заготовки древесины основаны доводы о недопустимости акта и осмотра по мотивам, что заготовка не была окончена, и Общество не было извещено о проведении данных мероприятий.
Так, исходя из содержания пунктов 63-66 Правил заготовки древесины, требования к извещению лица, осуществляющего заготовку, и периоду осмотра мест рубок, по результатам которого составляется акт, относятся к мероприятиям, которые осуществляются соответствующими органами власти в целях проверки соблюдения положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов, то есть проверки фактического исполнения условий договора аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
Также не влияет на наличие состава вменяемого правонарушения факт передачи участка для осуществления заготовки П.А.Н. (л.д.14), поскольку он осуществлял заготовку древесины как работник АО «Доволенский лесхоз».
Выводы должностного лица и судьи относительно вины генерального директора АО «Доволенский лесхоз» Г.В.Н. сделаны с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ и являются мотивированными.
По существу, все доводы жалобы относительно доказанности правонарушения и квалификации повторяют доводы, приводимые в судебном заседании районного суда, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2019 года согласно плану мероприятий осмотр был проведен в Доволенском лесничестве, Суздальском совхозе в квартале 146, и по результатам которого в одно время в двух выделах данного квартала, то есть в одном месте, выявлены одни и те же нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в бездействии. Об указанных обстоятельствах свидетельствует и вынесенное в отношении Г.В.Н. постановление №24 от 17 сентября 2019 года. Оба дела подведомственны рассмотрению одному органу. Между тем, административным органом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Следовательно, Г.В.Н. как должностное лицо, совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому должностному лицу, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией указанного состава.
Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Г.В.Н. к административной ответственности не истек, принятые акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу для выполнения требований статьи 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление заместителя начальника отдела лесных отношений - лесничего по Доволенскому лесничеству управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Л.А.А, № 23 от 17 сентября 2019 года и решение судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Акционерного общества «Доволенский лесхоз» Г.В.Н., отменить.
Направить материалы дела на новое рассмотрение в отдел лесных отношений по Доволенскому лесничеству управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Жалобу Г.В.Н. удовлетворить частично.
Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова
Копия верна: судья облсуда