ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-69320АВГУ от 20.08.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7 –693 20 августа 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области окружающей среды – начальника Ханты-Мансийского управления службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Миловановой И.В. от 16 апреля 2019 года № 01-021/2019, оставленным без изменения решением руководителя Природнадзора Югры от 24 мая 2019 года, юридическое лицо – акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» (далее – общество, АО «РН-Няганьнефтегаз») привлечено к административной ответственности по частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: за загрязнение лесного участка площадью 0,0492 га нефтепродуктами в результате некатегорийного отказа 21 декабря 2018 года в 11:20 на трубопроводе O 325 мм «т.вр.к. 589 – т.вр.к. 585» в 178 км юго-восточнее г. Нягань в квартале 181 выделе 31 Самаровского лесничества Троицкого участкового лесничества Троицкого урочища (далее – Лесной участок), причиной аварии послужила внутренняя коррозия трубопровода, последствиями аварии явился разлив водонефтяной эмульсии на земли лесного фонда (Координаты порыва 61?14?22.690572? с.ш., 66?34?17.062032? в.д., Пулково 1942).

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 июля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменений.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представителя акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н., указывает, что факт наступления негативных изменений качества окружающей среды на лесном участке материалами дела не подтверждается, в связи с чем, полагает, что в действиях Общества отсутствует состав вменённого административного правонарушения.

До судебного заседания, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от должностного лица административного органа поступили возражения на жалобу общества, в которых старший государственный инспектор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьёй 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее – Правила), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункта 25 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Таким образом, объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют действия, при которых наступает загрязнение лесов, а не ухудшение их санитарного состояния.

Факт совершения АО «РН-Няганьнефтегаз» вменённого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьёй городского (районного) суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований не согласиться с которой, не имеется.

Вопреки утверждению заявителя, загрязнение лесного участка и причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива нефтесодержащей жидкости (водонефтяной эмульсии).

Согласно акту расследования происшествия от 24 декабря 2018 года, косвенные потери нефти составили 45,05 тонн (л.д. 15).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу своих физико-химических свойств нефть (водонефтяная эмульсия) является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствиями разлива нефти на земельных участках, участках лесного фонда является порча земель, загрязнение лесов.

Возбуждение дела об административном правонарушении спустя 2 месяца после инцидента не ставит под сомнение выводы суда о виновности АО «РН-Няганьнефтегаз» в совершении вменённого административного правонарушения, а выполнение последним первоочередных мероприятий по локализации и ликвидации последствий некатегорийного отказа, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Схемой нарушенных земель (нефтезагрязненного участка) и выпиской из государственного лесного реестра №86/010/19/131 от 27 февраля 2019 года опровергаются доводы жалобы об отсутствии загрязнения земель лесного фонда (л.д. 69, 32).

Все изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судьи Ханты-Мансийского районного суда, которые им обоснованно опровергнуты по основаниям, приведённым в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся постановления и решения должностного лица, а также судебного акта.

Административное наказание назначено АО «РН-Няганьнефтегаз» в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является максимальным.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов и, по сути, сводятся к несогласию с вынесенными актами.

Несогласие представителя АО «РН-Няганьнефтегаз» с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьёй допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июня 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н., – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова